14 мая на заседании комитета по пилотируемым программам и исследованиям Консультативного совета НАСА выступил заместитель и. о. помощника директора НАСА Том Вайтмайер. Он заявил, что дата первого полета новой сверхтяжелой ракеты SLS вновь сдвигается, на этот раз – на конец 2021 года. Ожидается, что официально агентство объявит об этом на следующей неделе.

В первой миссии, которая называется «Артемида-1», SLS должна отправить в полет вокруг Луны новый корабль «Орион», предназначенный для полетов за пределы земной орбиты. На 2023 год запланирована миссия «Артемида-2», а в третьей экспедиции в конце 2024 года на поверхность Луны должны будут высадиться очередной мужчина и, как всегда подчеркивает НАСА, первая женщина.

Решение о переносе не стало неожиданностью. Еще в конце февраля стало известно, что НАСА не рассчитывает увидеть старт SLS раньше, чем в середине 2021 года, а после этого на ситуации сказалась приостановка работ, связанная с пандемией COVID-19. Космический центр НАСА им. Стенниса, в котором сейчас находится центральный блок SLS, был закрыт на карантин в середине марта. Подготовка к огневым испытаниям ракеты была приостановлена на два месяца. 13 мая НАСА объявило, что «ограниченные команды» вернулись в Центр на этой неделе, чтобы провести обслуживание SLS и начать подготовку к возобновлению испытаний.

По словам Вайтмайера, деятельность Центра им. Стенниса будет восстанавливаться постепенно, с введением нового распорядка, который позволит избежать распространения вируса.

До эпидемии НАСА планировало завершить огневые испытания ракеты в августе 2020 года и отправить ракету в Космический центр им. Кеннеди во Флориде для интеграции и подготовки к пуску в октябре. Теперь же огневые испытания сдвигаются к концу октября, а транспортировка ракеты состоится в самом конце этого года или в начале следующего. На график также может негативно повлиять погода: для южного побережья США, где находится Центр им. Стенниса, ураганы и наводнения являются обычным делом.

Параллельно с переносами первого полета по программе «Артемида», НАСА скорректировало планы последующих миссий к Луне.

Ранее предполагалось, что в 2022 году на орбиту Луны будет запущен двигательно-энергетический модуль PPE, который станет основой посещаемой станции Gateway, и в 2023 году к нему отправится жилой/логистический модуль HALO. Теперь НАСА не планирует использовать станцию на орбите Луны в качестве перевалочного пункта при высадке на поверхность спутника в 2024 году, и потому станция Gateway утратила приоритет, однако полностью от нее агентство не отказалось.

Согласно обновленным планам, модули PPE и HALO будут состыкованы на Земле и запущены на одной ракете. Это позволит НАСА сэкономить на средствах выведения и не устанавливать на жилой модуль HALO системы навигации и энергоснабжения, которые в дальнейшем ему не потребуются.

Теперь запуск первого элемента станции Gateway запланирован на ноябрь 2023 года, а его полет до орбиты Луны займет 9-10 месяцев. Для запуска будет использоваться коммерческая ракета-носитель (т. е. не SLS). Наиболее вероятным претендентом на контракт сейчас является компания SpaceX с ракетой-носителем Falcon Heavy.

Изменения также коснулись миссии «Артемида-2» – первого полета корабля «Орион» с астронавтами на борту, первого пилотируемого полета за пределы земной орбиты после 50-летнего перерыва. Ранее НАСА намеревалось повторить беспилотный полет безо всяких дополнительных задач. Теперь же в план миссии внесена отработка операций по сближению с космической станцией. Стыковку отрабатывать НАСА не планирует: во время экспедиции еще не будет станции на орбите Луны, да и сам корабль «Орион», построенный для этой экспедиции, не планируется оборудовать системой стыковки. В рамках демонстрации корабль будет сближаться либо с отработавшей верхней ступенью ракеты SLS, либо с другим космическим аппаратом, который будет запущен в качестве попутной нагрузки.