В среду 23 сентября в американском сенате прошли слушания, посвященные финансированию НАСА в следующем году. А незадолго до этого на сайте агентства был опубликован общий план лунной программы «Артемида».

Неожиданных коррекций «Артемида» пока что не претерпела. Она разделена на два этапа. На первом, который начнется в 2021 году, в беспилотный полет вокруг Луны будет отправлен новый корабль «Орион» при помощи новой сверхтяжелой ракеты SLS. Также в следующем году, в рамках программы CLPS, начнется запуск научных и технологических экспериментальных установок на Луну на малых частных посадочных станциях.

В 2023 году состоится миссия «Артемида-2», т. е. пилотируемый облет Луны. В рамках этой экспедиции НАСА также намерено отработать сближение корабля с другим космическим объектом, для чего будет использована верхняя ступень SLS. В том же году одной ракетой (вероятно, Falcon Heavy) к Луне будут отправлены два модуля орбитальной станции Gateway – двигательно-энергетический PPE и жилой модуль HALO. Они не будут использоваться на первом этапе программы «Артемида».

Наконец, в конце 2024 года должна состояться пилотируемая экспедиция на Луну – «Артемида-3». Два разнополых астронавта проведут на поверхности спутника около недели. Ранее предполагалось, что место посадки будет находиться вблизи южного полюса, но теперь НАСА намеревается перенести его ближе к месту высадки одной из экспедиций «Аполлон», т. е. на экватор.

После первой высадки, в каком бы году она ни произошла, начнется второй этап программы «Артемида», т. е. «устойчивое присутствие в окололунном пространстве». Он предполагает переход от «воткнутого флага» к более планомерной работе. Для этого на поверхности Луны будет построен «Базовый лагерь «Артемида» со всей необходимой инфраструктурой: электростанцией, жилыми модулями, пилотируемыми и автоматическими луноходами и т. д. Астронавты будут заниматься научными исследованиями, а также научатся добывать и использовать местные ресурсы. Одновременно с этим, с участием иностранных партнеров, НАСА будет наращивать орбитальную станцию Gateway.

На пути этих амбициозных планов уже сейчас стоит одно большое препятствие: недостаточное финансирование. НАСА надеялось получить на программу «Артемида» в 2021 году $4,72 млрд, однако Конгресс выделил лишь $1,56 млрд, т. е. сохранил финансирование на уровне 2020 года. Основное сокращение пришлось на лунный взлетно-посадочный аппарат: на него законодатели выделили $628,2 млн вместо запрошенных $3,2 млрд.

Глава НАСА Джим Брайденстайн 23 сентября заявил, что с таким финансированием агентство не сможет запустить людей на Луну в 2024 году, и попросил Сенат поднять его до уровня, запрошенного Белым домом. Он отметил, что растягивание программы «Артемида» позволит сэкономить в краткосрочной перспективе, но ее общая стоимость при этом увеличится.

Сейчас лунные посадочные аппараты для НАСА разрабатывают три компании: Dynetics, Blue Origin и SpaceX. НАСА заинтересовано в конкуренции между ними, и в идеале хотело бы сохранить финансирование всех трех проектов, однако шансов на это практически нет. В лучшем случае в бюджет включат финансирование, достаточное для двух проектов, а в худшем – бюджет не станут повышать вовсе. И тогда про высадку людей на Луну в 2024 году (а то и 2025) можно будет забыть.