В 2020 году китайская программа исследования Луны «Чанъэ» (Chang’e), инициированная в 2003 году, приближается к завершению своего третьего этапа. Первый запуск космического аппарата «Чанъэ-1» (Chang’e 1) состоялся в 2007 году. Он успешно отработал на орбите Луны. За ним последовал такой же успешный дублер «Чанъэ-2». Выполнив свои задачи на орбите Луны, он покинул ее и пролетел вблизи астероида Таутатис.

На втором этапе Китай запускал посадочные станции с луноходами. «Чанъэ-3» приземлилась на Луне в декабре 2014 года, а «Чанъэ-4» впервые в истории выполнила посадку на дальней стороне Луны в январе 2019 года.

Наконец, на третьем этапе своей лунной программы Китай планирует доставить на Землю образцы лунного грунта. Эту роль должна выполнить межпланетная станция «Чанъэ-5».

«Чанъэ-5» будет существенно отличаться от советской «Луны-24», которая в 1976 году доставила ученым 170 г лунного реголита. Китайская станция значительно тяжелее и сложнее. Космический аппарат будет состоять из четырех сегментов: орбитального блока, возвращаемой капсулы, посадочного аппарата и взлетной ракеты. Место посадки «Чанъэ-5» находится рядом с пиком Рюмкера в Океане Бурь.

По имеющейся у нас неофициальной информации, миссия «Чанъэ-5» будет запущена в космос 23 ноября в 22:55 мск на ракете-носителе тяжелого класса «Великий поход-5» (CZ-5) с космодрома Вэньчан. Масса космического комплекса составляет около 8,2 т. После отделения от верхней ступени ракеты, которая отправит всю связку на отлетную траекторию к Луне, на орбитальном блоке будут раскрыты солнечные батареи.

Снимок «Чанъэ-5-T1»

Аппарат выйдет на низкую орбиту Луны к 27 ноября, когда в Океане Бурь только начнется рассвет. Это важно, поскольку, в отличие от двух предыдущих миссий, посадочный аппарат «Чанъэ-5» не рассчитан на то, чтобы пережить лунную ночь. Он должен будет завершить все работы на поверхности Луны в течение двух недель после посадки. Перед спуском на Луну посадочная станция с взлетным аппаратом отделится от орбитального блока и возвращаемого аппарата – они останутся на орбите Луны.

Посадочный аппарат оборудован уже проверенной «умной» системой мягкой посадки, которая может анализировать рельеф, выбирать ровные участки и корректировать траекторию снижения. На аппарате установлена буровая установка, которая способна пробурить Луну на глубину до 2 м. Она добудет около 2 кг грунта, которые будут загружены во взлетный модуль. Затем этот модуль отделится от посадочной ступени и, задействовав собственную двигательную установку, и выйдет на орбиту Луны. Там он состыкуется с возвращаемой капсулой, перенесет в нее добытый лунный реголит и вновь отделится, завершив свою работу.

Орбитальный блок выдаст импульс для возвращения к Земле. Перед посадкой он отделится от возвращаемого аппарата и сгорит в атмосфере. А возвращаемый аппарат выполнит двойной вход в атмосферу для торможения со второй космической скорости и затем на парашютах приземлится на территории Китая в провинции Внутренняя Монголия.

Возвращаемый аппарат «Чанъэ-5» станет для Китая вторым аппаратом, выполнившим мягкую посадку при возврате от Луны. В 2014 году Китай запустил демонстрационную миссию «Чанъэ-5-Т1», которая состояла только из двух аппаратов – орбитального и возвращаемого – и не выполняла посадку на Луну.

Китайская миссия по возврату лунного грунта использует достаточно сложную схему со стыковкой на орбите Луны. Многие считают, что на «Чанъэ-5» Китай отрабатывает операции, необходимые для будущей пилотируемой экспедиции. При запуске людей на Луну вместо возвращаемого аппарата будет использован перспективный пилотируемый корабль, а посадочная и взлетная ступени будут пропорционально увеличены.

Изначально запуск «Чанъэ-5» должен был состояться в 2017 году, но авария ракеты «Великий поход-5» в ее втором полете существенно замедлила реализацию космических планов Китая. Доставка грунта с Луны сдвинулась на конец 2020 года, а начало постройки орбитальной пилотируемой станции – с 2018 на 2021 год. Впрочем, во втором случае проблемы с ракетой были не единственной причиной переноса.

У «Чанъэ-5» есть дублер, как и у всех предыдущих миссий по этой программе. Если «Чанъэ-5» успешно выполнит свои задачи, то «Чанъэ-6» будет использован для доставки на Землю образца пород из приполярного района Луны.