5 декабря 2020 года на территории Австралии приземлилась возвращаемая капсула с японской автоматической межпланетной станции «Хаябуса-2» (Hayabusa 2). В ней на Землю были доставлены образцы грунта с астероида Рюгу.

Станция «Хаябуса-2» дважды отбирала пробы с астероида. В первый раз – 21 февраля 2019 года. Собранные в тот день образцы были помещены в «большой» отсек «А» контейнера, предназначенного для хранения образцов. Второй отбор образцов состоялся 11 июля 2019 года. За три месяца до этого «Хаябуса-2» выпустила в Рюгу снаряд, состоящий из металлического корпуса диаметром около 30 см, воспламенителя и детонатора. Внутри находился медный вкладыш массой 2,5 кг. Этот снаряд образовал на поверхности астероида кратер и позволил «Хаябусе-2» отобрать образцы, которые не были подвержены долговременному воздействию космической радиации. Они были помещены в «маленькие» отсеки «B» и «C» в контейнере для грунта.

В обоих случаях методика отбора образцов требовала запуска 10-миллиметрового танталового снаряда массой 5 г. Он поднимал частицы с поверхности астероида, и затем они попадали в грунтозаборное устройство. В качестве материала снаряда был выбран тантал, поскольку этого металла не должно быть на астероиде, и его легко будет отсеять в собранных образцах при их анализе.

15 декабря японские ученые приступили к вскрытию контейнера с образцами грунта, начав с отсека «А». Внутри оказались мелкие (наподобие песка) и достаточно твердые частицы, которые напоминали древесный уголь и не ломались при пересыпании.

21 декабря были вскрыты оставшиеся два отсека. Находящиеся в них образцы пересыпали в контейнеры для хранения. Образцы в отсеках «B» и «C», согласно первым наблюдениям, не имеют значительных отличий от образцов, собранных в первой точке, но они имеют более крупный размер. Самые большие частицы в отсеке «C» достигают длины в 1 см. В нем также был обнаружен искусственный металлический объект. По мнению специалистов, это либо кусочек танталового снаряда, либо алюминий, отслоившийся от грунтозаборного устройства.

Ученые предполагают, что разница в размерах частиц объясняется различной твердостью пород на поверхности Рюгу и под ней. Более масштабные исследования собранных образцов грунта начнутся в следующем году.