Летом 2019 года НАСА объявило о запуске амбициозной программы по поддержке коммерческой деятельности на Международной космической станции. Агентство предполагало создать новые механизмы для работы частных компаний и затем постепенно расширять их роль на станции. Конечной целью программы является переход от эксплуатации МКС к созданию частной орбитальной станции.

Сейчас научная работа на американском сегменте Международной космической станции идет через Национальную лаборатория США на МКС (ISS US National Laboratory), до февраля 2019 года известная как CASIS (Center for the Advancement of Science in Space). Однако по задумке НАСА, частные компании должны иметь больше автономии на станции. Для этого, во-первых, на американском сегменте МКС легализуется различная деятельность, включая производственную и рекламную. Во-вторых, НАСА задает открытые правила доставки грузов на станцию и с нее, доступные для любого частного заказчика. В-третьих, легализуется доставка частных астронавтов на МКС. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Для того, чтобы вырастить «с нуля» новый сегмент космической деятельности, НАСА установило субсидированные цены на свои услуги на МКС. Так, цена на доставку грузов на станцию была установлена в размере $3 тысячи за кг, а со станции на Землю – $6 тысяч за кг. Час работы астронавта НАСА стоил $17,5 тысяч, сутки работы на МКС частного специалиста – $35 тысяч.

25 февраля 2021 года НАСА неожиданно для всех, включая своих партнеров из американской космической отрасли, резко подняло цены на эти услуги, объяснив это необходимостью добиться «полного возмещения затрат» на оказание соответствующих услуг. После отказа от субсидирования цены выросли во много раз. Теперь доставка 1 кг грузов на станцию и обратно стоит $20 и $40 тысяч соответственно, а один час работы астронавта – $130 тысяч.

По словам Джеффри Манбера, исполнительного директора компании Nanoracks, т. е. пионера коммерческой деятельности на МКС, НАСА не проконсультировалось с заинтересованными сторонами, принимая это решение. Это уже оказало негативный эффект на Nanoracks, т.к. она была вынуждена прекратить переговоры с двумя потенциальными заказчиками. Еще одна компания узнала о росте цен на услуги агентства только из официального пресс-релиза.

Опрошенные журналом Space News эксперты связывают изменение политики НАСА с двумя событиями. Во-первых, в 2021 году на программы по коммерциализации МКС американскому космическому агентству было выделено только $17 млн вместо запрошенных $150 млн. Помимо этого, Конгресс обязал НАСА отчитываться о проектах, отобранных для коммерциализации МКС, и о затратах на поддержку этих проектов.

Во-вторых, законодатели запретили НАСА субсидировать проекты в сфере маркетинга, рекламы и индустрии развлечений. По всей видимости, это стало реакцией на анонсированные планы по проведению съемок на МКС фильма с Томом Крузом.

НАСА отмечает, что рост цен касается только коммерческой деятельности. Образовательные и научно-исследовательские проекты, проходящие через Национальную лаборатория США на МКС, продолжат субсидироваться. Также это решение не затронет компанию Axiom Space, которая планирует запустить туристов на МКС в начале 2022 года, поскольку Axiom Space заключила договор напрямую со SpaceX, которая обеспечит доставку людей на станцию и обратно. Кроме того, НАСА не стало увеличивать оплату за суточное пребывание частного астронавта на станции.

Программа по коммерциализации американского сегмента МКС является уникальной в своем роде. Ничего подобного Роскосмос или кто-то еще не предлагал, и расценки НАСА сравнивать не с чем. В некоторых аспектах отказ от субсидирования на имеет никакого смысла. Например, в грузовых кораблях, курсирующих на МКС и обратно, почти всегда остается немного свободного места, и НАСА ничего не стоит разместить там грузы от коммерческих заказчиков.

Без некоторого субсидирования вряд ли получится привлечь бизнес к эксплуатации МКС, а потому остается лишь надеяться, что урегулирование юридических проблем позволит НАСА в дальнейшем снизить цены на свои услуги.