Несмотря на большое количество сомнений, последнее исследование НАСА предполагает, что на поверхности Харона - крупнейшего спутника Плутона - существуют трещины. Подобные разломы есть на спутнике Юпитера Европе и на Энцеладе, спутнике Сатурна. На обоих космических телах, как предполагают астрономы, существуют крупные подповерхностные океаны жидкой воды. Впрочем, ученые отмечают, что трещины на поверхности Харона совсем не обязательно свидетельствую о том, что океан там сохранился до наших дней.

Ученые из американского Центра Годдарда провели моделирование процесса развития Харона. Они учитывали толщину поверхностного льда, особенности внутренней структуры, деформируемость спутника и динамику его орбиты. Наилучшее совпадение с наблюдаемыми параметрами Харона показала модель, описывающая древний Плутон с высоким эксцентриситетом орбиты. Предположение о наличии жидкой воды на орбите Плутона на первый взгляд кажется странным - он находится в 29 раз дальше от Солнца, чем Земля. Количество доходящего от Солнца до Плутона тепла так мало, что температура там держится около отметки 44 градуса выше абсолютного нуля (-229 градусов Цельсия). Однако и Энцелад, и Европа лежат далеко за пределами зоны, где количество тепла достаточно для существования воды в жидком виде. Ученые считают, что океаны там могут существовать за счет нагревания от мощных приливных сил, которые возникают из-за гравитационного взаимодействия спутников и планет-гигантов. Если в прошлом Харон обладал орбитой с высоким эксцентриситетом, подобные процессы могли происходить и на нем. Известно, что масса Харона всего в восемь раз уступает массе Плутона. Из-за этого оба тела оказывают сильное гравитационное воздействие друг на друга.

Подобное взаимодействие должно создавать внутреннее трение, которое сказалось бы на орбитальных параметрах обоих тел. Вращение Плутона, как более тяжелого тела, должно замедлиться, а скорость движения Харона, наоборот, должна увеличиться. К сожалению, наблюдения указывают на то, что Харон вращается на стабильной, значительно удаленной от Плутона орбите. Это может означать, что если там и был океан, то он в далеком прошлом замерз и превратился в подземный ледяной щит. Пролить свет на прошлое спутника сможет зонда НАСА «Новые горизонты» (New Horizons), который пролетит через систему Плутона через год. Если на его снимках Харона будут обнаружены поверхностные трещины, это станет свидетельством в пользу гипотезы американских ученых.

Источник: www.universetoday.com