Европа – четвертый по размерам спутник Юпитера и одно из главных тел в Солнечной системе, которые можно подозревать в существовании внеземной жизни. Поверхность Европы покрыта корой изо льда. Под ней находится глобальный водяной океан.

Долгое время в научном мире продолжается дискуссия о существовании вулканических процессов на дне этого океана. Активный вулканизм идет на Ио, другом спутнике Юпитера. Сотни вулканов на нем выбрасывают газ и пыль на высоту до 400 км. Но Европа находится дальше от планеты, и на ее поверхности явных следов вулканизма нет. Недавно ученые из Чехии провели масштабное компьютерное моделирование тепловых процессов на Европе. Результаты их работы были опубликованы в журнале Geophysical Research Letters.

Основным источником тепла в недрах Европы является ее гравитационное взаимодействие с Юпитером. Спутник, вращаясь на орбите вокруг газового гиганта, то сближается с ним, то немного удаляется. Изменение гравитационных условий заставляет недра спутника сжиматься и разжиматься, отчего они нагреваются. Лишняя энергия поднимается к поверхности в виде тепла.

Проведенное моделирование показало, что этой энергии должно быть достаточно для расплавления пород, находящихся на дне глобального океана, что, в свою очередь, будет провоцировать вулканические процессы. Основные очаги вулканизма, вероятно, находятся в полярных областях спутника.

Если на Европе действительно существуют подводные вулканы, то у дна океана должны наблюдаться гидротермальные химические процессы. На Земле при взаимодействии морской воды и магмы выделяется химическая энергия. Эта энергия питает жизнь в глубинных частях океана, куда не проникают лучи Солнца. В океане Европы, которая находится далеко от Солнца и покрыта ледяной корой, именно гидротермальные процессы могут давать энергию для жизни.

В 2024 году НАСА планирует запустить автоматическую исследовательскую станцию Europa Clipper. Она достигнет системы Юпитера в 2030 году. На этом космическом аппарате будет установлены инструменты, которые позволят построить гравитационную карту Европы и изучить химический состав ее поверхности.

Ученые считают, что между океаном и ледяной корой Европы происходит постоянный обмен веществом и, изучая состав льда, мы можем получить данные о подповерхностных океанах. Кроме того, вода может просачиваться на поверхность спутника через трещины, а то и создавать выбросы газа, подобно тому, как это происходит на других спутниках планет-гигантов. Благодаря этим процессам, инструменты аппарата Europa Clipper позволят косвенно подтвердить или опровергнуть гипотезу о наличии вулканических процессов на дне Европы.

Ссылка: jpl.nasa.gov