8 сентября НАСА и Европейское космическое агентство объявили дату запуска флагманского американского астрономического проекта – космического телескопа им. Джеймса Вебба (JWST). Старт ракеты «Ариан-5» из Гвианского космического центра назначен на 18 декабря 2021 года.

Телескоп Вебб – инфракрасный телескоп, формально считающийся преемником уходящего «на пенсию» космического телескопа Хаббл. Его особенностью является складное зеркало, которое после выведения в космос разложится до полезного диаметра 6,5 м. Для сравнения, запущенный в 1990 году Хаббл имеет зеркало диаметром 2,4 м. Есть и другое принципиальное отличие: Вебб будет расположен в тени Земли в точке Лагранжа L2 системы Земля-Солнце, а не на низкой орбите Земли.

Вебб разрабатывается в США, но, формально, является совместным проектом с Европой и Канадой. ЕКА предоставляет свою ракету «Ариан-5» для запуска телескопа в обмен на часть его наблюдательного времени. Стоимость этой миссии поставила рекорд для космической астрономии, приблизившись к $10 млрд.

Разработка первоначального проекта Вебба началась в 1996 году, и тогда предполагалось, что космический аппарат отправится в космос в 2007. Однако в 2005 году проект претерпел большие изменения. Его запуск был переназначен на 2017 год, но впоследствии из-за технических сложностей он неоднократно сдвигался вплоть до последних дней. Расписание НАСА предполагало, что Вебб полетит 31 октября, но дата сдвинулась из-за задержек в расписании полетов ракеты «Ариан-5».

В двух пусках «Ариан-5» в феврале и августе 2020 года наблюдались проблемы с повышенной вибрацией при отделении головного обтекателя. Чтобы их решить, специалисты Arianespace взяли паузу почти на год. Согласно договоренности с НАСА, ракета должна выполнить два полета без нареканий, прежде чем ей доверят настолько дорогой космический аппарат, как телескоп Вебб.

Первый полет «Ариан-5» после перерыва состоялся 30 июля. В ходе выведения спутников проблем с обтекателем не наблюдалось, однако в следующий раз ракета полетит только 22 октября. Такое расписание не оставило шансов Веббу отправиться в космос 31 октября. Впрочем, разработчики телескопа тоже не совсем укладываются в старый график.

26 августа НАСА сообщало, что все испытания телескопа завершены. После этого космический аппарат начали упаковывать для транспортировки на корабле с предприятия компании Northrop Grumman в Калифорнии во Французскую Гвиану. Ожидается, что он достигнет космодрома в октябре. После этого начнется финальная подготовка аппарата к запуску.