VIPER (Volatiles Investigating Polar Exploration Rover, полярный луноход для исследования летучих веществ) – научно-исследовательский луноход, который НАСА планирует запустить на Луну в рамках подготовки к пилотируемым экспедициям по программе «Артемида». Основной его целью будет поиск и изучение водяного льда, который, как считается, присутствует вблизи южного полюса Луны.

Разработкой VIPER руководит Исследовательский центра НАСА им. Эймса. За доставку лунохода на спутник Земли отвечает компания Astrobotic, которая получила контракт НАСА стоимостью $199,5 млн в рамках программы CLPS (Commercial Lunar Payload Services, Коммерческая доставка грузов на Луну). Astrobotic планирует использовать посадочную платформу собственной разработки «Гриффин» (Griffin) грузоподъемностью 500 кг. В космос ее отправит ракета Falcon Heavy компании SpaceX. Старт миссии назначен на конец 2023 года. Общая стоимость миссии VIPER запланирована на уровне $660 млн.

В качестве места посадки VIPER изначально рассматривались 15 различных регионов, но затем список был сокращен до четырех. При их выборе НАСА учитывало сразу несколько факторов. Во-первых, место работы VIPER должно находиться в прямой видимости Земли для поддержания связи. Во-вторых, луноходу требуется хорошая освещенность для подзарядки аккумуляторных батарей. Кроме этого, слишком крутые склоны на поверхности могут оказаться непреодолимыми для лунохода. Он способен двигаться по поверхности с уклоном до 15° и в при необходимости может взбираться по 30-градусному склону. В-четвертых, район посадки должен быть перспективным с точки зрения ожидаемых запасов водяного льда.

20 сентября НАСА объявило об окончательном выборе склона кратера Нобиле в качестве места посадки лунохода VIPER. Этот кратер находится очень близко к южному полюсу Луны в координатах 85°17′ ю. ш. 53°16′ в. д. Нобиле удовлетворяет всем описанным выше критериям: он хорошо виден с Земли и попадает в тень лишь на 50 часов в течение одних лунных суток. VIPER будет пережидать эти периоды на заряде аккумуляторных батарей. В «дневное» время ему будет хватать заряда для посещения постоянно затененных участков кратера, размер которых будет достигать 500-800 м в поперечнике.

Один из основных инструментов VIPER -- буровая установка TRIDENT, способная извлекать образцы пород с глубины до 1 метра. VIPER оборудуют нейтронным спектрометром NSS – прибором для косвенного обнаружения водорода, указывающего на присутствие воды. Полученные образцы будут изучаться при помощи масс-спектрометра MSolo и ближне-инфракрасного спектрометра NIRVSS. Эти два инструмента должны будут определить химический состав грунта и, концентрацию льда.

Луноход должен будет проработать на поверхности спутника Земли 100 суток. За это время он преодолеет расстояние в 25 километров и посетит 12 различных районов, в которых будет проводить научные исследования. Длительность миссии ограничена естественными сезонами Луны. Регион кратера Нобиле уйдет в длительную тень приблизительно через четыре месяца после начала работы VIPER. В связи с этим ученые пытаются распланировать график VIPER максимально детально. Они, однако, признают, что в план миссии придется вносить коррективы прямо на ходу в зависимости от результатов исследований.

В 2025 году НАСА намерено запустить спутник Луны Lunar Trailblazer. В его задачи будет входить картирование водяного льда на Луне с разрешением до 100 м.