1. Virgin Orbit подала заявление о банкротстве.

4 апреля компания Virgin Orbit, создавшая ракету-носитель для воздушного старта LauncherOne, подала заявление о банкротстве. Инвесторы вложили в компанию более $1 млрд, однако выстроить устойчивую финансовую модель она так и не смогла. Сообщается, что Virgin Orbit уже приняла решение уволить около 85% своих 800 сотрудников.

Ракета сверхлегкого класса LauncherOne стартует с самолета-носителя Cosmic Girl (Boeing 747-400) и может доставить до 300 кг груза на 500-километровую солнечно-синхронную орбиту. С мая 2020 года она выполнила шесть полетов, из которых первый и последний были неудачными.

9 января самолет-носитель Cosmic Girl с LauncherOne впервые и с широким освещением в прессе стартовал из аэропорта в Англии. Это событие могло сделать Великобританию державой, способной выводить космические аппараты на орбиту со своей территории. Однако ракета потерпела аварию и не вышла на орбиту. Это происшествие усугубило и без того тяжелое положение убыточной Virgin Orbit.

У компании были контракты на будущие запуски в интересах Пентагона и некоторых частных компаний.

Изначально разработкой LauncherOne занималась компания Virgin Galactic, основной сферой деятельности которой остается космический туризм. Ее будущее также является туманным. В 2021 году суборбитальный туристический самолет SpaceShipTwo выполнил полет с основателем компании Ричардом Бренсоном на высоту 86 км, но с тех пор он простаивает на земле. Как явно демонстрирует пример Blue Origin и системы New Shepard, все оптимистичные прогнозы о рынке суборбитального туризма оказались ошибочными.

2. Южная Корея выделила рекордный бюджет на космонавтику.

В наступившем 2023 году Республика Корея (Южная) потратит на космические программы 674 млн долларов. Эта сумма почти на 20% выше, чем в предыдущем году, и позволяет говорить о том, что по космическим расходам к страна начинает приближаться к космическим державам «первого эшелона». К 2026 году Корея планирует нарастить бюджет до $1,3 млрд.

Детали бюджета, одобренного Национальным собранием еще в декабре, были обнародованы 31 марта. Средства пойдут на разработку средств выведения, создание собственной спутниковой навигационной системы и оборонные проекты.

21 июля 2022 года состоялся первый успешный полет ракеты-носителя KSLV-2, способной выводить до 3,3 т на низкую орбиту Земли. Таким образом, Корея получила независимый доступ в космос. В рамках нового бюджета начнется финансирование разработки ракеты KSLV-3, грузоподъемность которой вырастет до 10 т. Ее первый старт запланирован на 2030 год.

Также произошло:

• Ракета «Тяньлун-2» китайской компании Space Pioneer успешно достигла космоса. Это первая частная ракета в Китае, использующая жидкое топливо. Разработка ракеты велась в очень тесном сотрудничестве с государственной корпорацией CASC.
  • НАСА объявило членов экипажа лунной экспедиции «Артемида-2»: это Рейд Вайсман, Виктор Гловер, Кристина Кох и Джереми Хансен. Трем американским и одному канадскому астронавту предстоит облететь спутник Земли в ноябре-декабре 2024 года.
  • Запуск японской лунной посадочной станции SLIM и рентгеновской обсерватории XRISM перенесена на три месяца и состоится не раньше августа.
  • Компания OneWeb завершила развертывание группировки спутников, которая позволить ей начать предоставление услуги широкополосного доступа в интернет по всей планете.