- Подробности
- Опубликовано: 31.03.2025 12:37

Европейская научно-исследовательская миссия ExoMars имеет долгую и непростую историю. Она началась в 2005 году, когда Совет министров ЕКА одобрил проект тяжелого научно-исследовательского марсохода. На первом этапе программа развивалась совместно с НАСА. В рамках Инициативы по совместному исследованию Марса (Mars Joint Exploration Initiative) американское космическое агентство должно было разработать посадочный аппарат для европейского марсохода. Однако в 2009 году эта программа НАСА была закрыта, после чего ЕКА, чтобы спасти всю программу, начало переговоры с Роскосмосом.
В марте 2013 года было подписано соглашение, по которому Роскосмос согласился предоставить ракеты-носители «Протон-М» для запуска в 2016 году спутника Марса (первый этап ExoMars) и в 2018 году посадочной платформы с марсоходом в обмен на половину научных данных. Также Роскосмос потребовал, чтобы разработка новой посадочной платформы была доверена НПО им. Лавочкина. Первый этап миссии был запущен в срок, и спутник TGO (Trace Gas Orbiter) до сих пор работает на орбите Марса. Однако запуск марсохода, получившего название «Розалинд Франклин», из-за неготовности был перенесен на 2020, а затем на 2022 год.
Хотя у этой миссии были серьезные шансы улететь три года назад, ЕКА в марте 2022 года полностью разорвало сотрудничество с Роскосмосом, тем самым сделав запуск невозможным. Российская посадочная платформа «Казачок» осталась в Европе, где она проходила дооснащение европейским бортовым компьютером и солнечными батареями. В прошлом году стало известно, что ЕКА согласилось вернуть «Казачок» в Россию после демонтажа европейского оборудования.
После отказа от российской платформы Европа объявила, что не собирается закрывать всю миссию, и вновь обратилась к НАСА за помощью. Надежды на то, что НАСА разработает замену «Казачку», разбились в 2023 году, когда из-за секвестра финансирования в бюджет НАСА не были внесены соответствующие работы.
Согласно актуальным планам, за создание новой посадочной платформы для «Розалинд Франклин» отвечает само ЕКА. США в мае 2024 года согласились предоставить для миссии дросселируемые тормозные двигатели, которые будут использованы на посадочной платформе, радиоизотопный генератор на плутонии-238 и ракету-носитель.
В апреле 2024 года ЕКА заключило контракт стоимостью $565 млн с французско-итальянской компанией Thales Alenia Space, который предусматривал возобновление работ над миссией ExoMars. А в пятницу 28 марта 2025 года Thales и ЕКА объявили, что в качестве генерального подрядчика по проекту новой посадочной платформы была выбрана компания Airbus Defense and Space. Хотя стоимость работ не сообщается, известно, что они обойдутся ЕКА в $194 млн. За постройку посадочного аппарата будет отвечать британское подразделение Airbus D&S, которое ранее занималось сборкой марсохода «Розалинд Франклин».
Предполагается, что запуск новой полностью европейской миссии ExoMars состоится в 2028 году с территории США, однако ракета-носитель для миссии пока не определена. Космический аппарат должен будет совершить посадку на Марс в 2030 году.
Оказавшись на Марсе, «Розалинд Франклин» будет заниматься поисками следов древней жизни. Основным научным инструментом марсохода является сложная буровая установка, которая способна извлекать образцы грунта с глубины до 2 м.
|
Ссылка: spacenews.com
|

