Сегодня в 3:47 мск с космодрома Куру во Французской Гвиане был запущен к МКС европейский грузовой корабль ATV-5 «Жорж Леметр» (Georges Lemaitre). Он станет последним кораблем, созданным по программе ATV (Automated Transfer Vehicle, автоматический транспортный корабль). Первым кораблем был «Жюль Верн», запущенный в 2008 году. Планируется, что ATV-5 достигнет космической станции через две недели, 12 августа в 17:43 мск.

Запуск ATV-5 установил рекорд по массе полезного груза. Имея собственную массу 13 тонн, он доставит на МКС семь тонн еды, воды, одежды, запчастей и научного оборудования. Для сравнения, российские корабли «Прогресс» доставляют по 2,3 тонны груза, а грузоподъемность японского HTV составляет до 6 тонн. Двухнедельная длительность полета перед стыковой со станцией объясняется как раз рекордной массой корабля, а также планами провести тестирование экспериментального инфракрасного датчика LIRIS. Сенсор предназначен для будущих усовершенствованных систем сближения с астероидами или другими объектами в космосе.

Отличительной особенностью кораблей ATV является возможность использовать собственные двигатели для подъема орбиты МКС. Из-за больших запасов топлива, обычно ATV остается пристыкованным ко станции по полгода и даже больше. Другая особенность ATV – это автоматическая стыковочная система, созданная с использованием российских узлов и совместимая со стыковочными устройствами «Курс» российского сегмента станции.

В связи с тем, что МКС по первоначальному плану планировалось затопить в 2015 году, программа ATV должна была завершиться в это же время после окончания эксплуатации пятого корабля (свод ATV-5 с орбиты запланирован на январь 2015 года). В 2010 году работа станции была продлена на пять лет, однако программу европейских транспортных кораблей было решено не расширять. Это не значит, что надежные европейские технологии космического транспорта будут утеряны. В 2012 году ЕКА и НАСА договорились об участии европейских компаний в создании американского корабля «Орион» (Orion) для полетов в дальний космос. Этот корабль получит агрегатный отсек, созданный на основе ATV с минимальными изменениями. Первый полет «Ориона» с двигательным отсеком запланирован на 2018 год. В ходе этой беспилотной миссии корабль облетит Луну и мягко вернется на Землю.