Новое исследование предполагает, что сверхновые вспышки не всегда приводят к уничтожению исходных звезд. В некоторых случаях может сохраняться остаточный объект.

Сверхновые вспышки относятся к группе самых мощных всплесков энергии во Вселенной. Они достаточно сильны, чтобы на короткое время затмить целую галактику. Считается, что сверхновые I типа образуются в двойной системе звезд, когда белый карлик перетягивает массу со звезды-соседа. При увеличении массы белого карлика постепенно увеличивается его плотность и температура, и, при достижении определенного предела температуры, начинается термоядерный взрыв. По физико-химическим характеристикам звезд в двойной системе выделяют подтипы Ia, Ib и Ic. Тем не менее, наблюдать процесс образования вспышки в реальности астрономам не доводилось: обычно наблюдения за сверхновой удается начать уже после взрыва, а не до его начала.

Чтобы узнать больше о сверхновых I типа, американские ученые проводили длительные наблюдения вспышки SN 2012Z, которая была обнаружена в 2012 году в галактике NGC 1309 в 110 млн световых лет от Солнца. Дополнительную информацию удалось получить благодаря тому, что ранее – в 2005, 2006 и в 2010 годах – космический телескоп Хаббл делал снимки этой галактики. Сопоставление данных позволило найти белый карлик, который с вероятностью 99% стал источником вспышки 2012 года.

Астрономы не рассчитывали обнаружить прародителя сверхновой, т. к. предполагали, что он окажется слишком тусклым и маленьким. Стоит отметить, что вспышка SN 2012Z относится к особому подтипу Iax, который был выделен только 12 лет назад. Первоначально такие вспышки, количество которых выросло до более чем 30 к 2014 году, считались разновидностью Ia, однако теперь ученые склоняются к мнению, что они являются отдельной разновидностью сверхновых. Iax отличаются более медленной скоростью развития вспышки (примерно в пять раз) и меньшей (1-50%) мощностью.

Исходная двойная система, в которой произошла вспышка SN 2012Z, состояла из белого карлика и голубой звезды-компаньона. Исследователи предполагают, что спутник является «гелиевой» звездой, лишившейся внешней водородной оболочки. В случае SN 2012Z этот спутник стал источником вещества, а белый карлик – его приемником, впоследствии взорвавшимся. И вместо того, чтобы уничтожить источник энергии, вспышка SN 2012Z оставила после себя не до конца разрушенный белый карлик, который астрономы назвали «звездой-зомби».

Статья предполагает, что сверхновые типов Ia и Iax могут иметь разное происхождение. Изучив вспышки типа Ia SN 2014J и SN 2011fe, ученые не нашли никаких следов голубых исходных звезд в их окрестностях. Тем не менее, ученые признаются, что они не могут исключить другие объяснения роли голубой звезды во вспышке SN 2012Z. В частности, она могла бы быть чрезвычайно массивной звезд массой в 30-40 раз больше массы Солнца, уничтожившей себя при взрыве.

Ссылка: space.com