Сверхновая в галактике Сигара (M82) была зафиксирована 21 января 2014 года. Вспышка, расстояние до которой составило 11,5 млн световых лет, стала самой близкой к Земле за последние 42 года. По силе и скорости угасания J2014 была отнесена к группе сверхновых Ia. Считается, что сверхновые I типа образуются в двойной системе звезд, когда белый карлик перетягивает вещество со звезды-соседа. При увеличении массы белого карлика постепенно увеличивается его плотность, а это приводит к нагреву. После достижения определенного предела температуры происходит термоядерный взрыв.

В середине февраля 2014 года район вспышки был сфотографирован рентгеновским космическим телескопом Чандра. На фотографиях не удалось обнаружить следов излучения, которые бы подтвердили, что причиной вспышки стал белый карлик. Таким образом, первоначальные предположения о природе вспышки J2014 были не совсем верными. Быстрое угасание рентгеновского излучения накладывает два ограничения на модель событий. Во-первых, скорость потери вещества в системе-предшественнике должна быть ниже нормальной (не более 10-9 масс Солнца в год), Во-вторых, средняя плотность среды, в которой распространялся взрыв, также должна быть пониженной.

Источником вспышки мог стать субкарлик, теряющий массу в квазистабильном или нестабильном режиме, однако более вероятным ученые считают модель с двумя взаимодействующими белыми карликами. Она удовлетворяет упомянутому выше ограничению по плотности среды. Кроме этого отмечается, что, в теории, рентгеновского излучения на снимках может не быть после взрыва в двойной системе белого карлика и вырожденного ядра звезды-гиганта. Подобный процесс уже предполагался при взрыве 2011fe три года назад.

Ссылка: arxiv.org