Завершить постройку российского сегмента Международной космической станции планируется с запуском научно-энергетического модуля, разработкой которого с 2011 года занимается РКК «Энергия». Сейчас российский сегмент состоит из двух полноценных модулей «Звезда» и «Заря» (ФГБ), а также трех малых модулей «Пирс», «Поиск», «Рассвет». Предполагается, что в дальнейшем стыковочный шлюз «Пирс» будет затоплен, а его место займет Многофункциональный лабораторный модуль «Наука» (МЛМ, ФГБ-2). К МЛМ будет пристыкован узловой модуль, а к последнему – научно-энергетический (НЭМ). В отличие от МЛМ, который построен в корпусе дублера модуля «Заря», научно-энергетический модуль создается «с нуля» и является абсолютно новой разработкой.

Запуск модуля «Наука» многократно переносился. Сейчас космический аппарат находится в ГКНПЦ им. Хруничева и ожидает замены топливных трубопроводов, в которых при проверке был обнаружен мусор. Небольшой узловой модуль (УМ) разработки РКК «Энергия» уже готов и ожидает своей очереди на запуск. Разработка НЭМ находится на этапе технического проектирования. Согласно последней информации, МЛМ и УМ должны быть запущены в 2017 году. НЭМ планируется отправить в космос в 2017 или 2018 году с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Протон-М».

Первый компоновочный макет НЭМ

На новый научно-энергетический модуль руководство космической отрасли возлагает большие надежды. Он является энергетически самодостаточным, оборудован системой жизнеобеспечения, предполагаемый обитаемый объем модуля составит 200 куб. м. Неоднократно высказывалось мнение, что на основе НЭМа может быть создан модуль для окололунной орбитальной станции или станции в точке Лагранжа системы Земля-Луна. Заказ на эскизное проектирование такого модуля для дальнего космоса предусмотрен в проекте Федеральной космической программы до 2025 года, который сейчас находится на согласовании в правительстве. Между тем, существует мнение, что работа над новым модулем протекает не так гладко, как хотелось бы. РКК «Энергия» рассчитывала широко привлекать субподрядчиков, в том числе зарубежных. Сейчас использование в проекте иностранных комплектующих и электроники стало невозможным по политическим причинам. В частности, РКК «Энергия» пришлось отказаться от идеи заказать корпус модуля в Европе. По последним данным, предполагается, что корпус будет построен с РКЦ «Прогресс», однако до сих пор неясно, имеет ли самарское предприятие производственные мощности для создания модуля нужного диаметра (4,35 м).

Первый полноразмерный проектно-компоновочный макет НЭМ был создан специалистами РКК «Энергия» летом 2013 года в ходе работы над эскизным проектом. Он использовался для оценки правильности выбора рабочих мест и функциональных зон. Сейчас начался монтаж второго, более точного и совершенного эргономического макета НЭМ. Об этом сообщил в своем блоге инженер-испытатель РКК «Энергия» Марк Серов. Конструкция корпуса и элементов интерьера будет близка к летном образцу. Новый макет будет использован для экспериментальной отработки действий экипажа при выполнении типовых операций, управлении бортовыми системами и оборудованием.