На среду 12 ноября запланированы операции отстыковки зонда «Филы» от аппарата «Розетта», сближение с ядром кометы 67P/Чурюмова-Герасименко и посадка на его поверхность. Из этого события Европейское космическое агентство устроило грандиозное шоу с короткометражным художественным фильмом, песней и многочисленными мультфильмами. В течение всего дня будет вестись прямая трансляция на специальном сайте миссии «Розетта». Текстовая трансляция на английском языке уже началась на spaceflightnow.com. После завершения, без преувеличения, исторического этапа миссии, подробное изложение событий сегодняшнего дня должно появиться в блоге Зеленого кота.

Запланированная программа посадки выглядит следующим образом (время московское). Указано время получения сигнала на Земле. Радиосигнал идет от кометы около 28 минут.

9:35 – начало сближения зонда «Розетта» с ядром кометы
10:35 – решение о начале операции
11:46 – включение двигателей зонда «Филы»
11:53 – перевод зонда на внутреннее питание
12:03 – отделение зонда «Филы» от «Розетты»
18:01 – предварительная съемка посадочной площадки
18:22 – открытие посадочного окна
19:02 – ожидаемое время посадки (точность до 40 минут)
19:07 – панорамная съемка ядра кометы с посадочного аппарата
22:03 – завершение окна связи с аппаратом.

Посадка на ядро кометы считается достаточно сложным делом. Небольшие тела вроде комет и астероидов обладают сложным, но слабым гравитационным полем. Оно не может удержать небольшой аппарат на поверхности тела и, с другой стороны, затрудняет расчет сил, действующих на аппарат во время посадки. В 2005 году японский зонд Хаябуса (Hayabusa) дважды неудачно пытался закрепиться на поверхности астероида Итокава, и в результате получил повреждения посадочного устройства. В целом японская миссия по доставке пыли завершилась благополучно, но полноценная посадка на астероид так и не произошла.

Зонд «Филы» оборудован тремя зацепами. После касания на них должны включиться ледорезные винты, которые прочно закрепят аппарат и не позволят ему отскочить обратно в космос. Операция посадки на комету выполняется впервые, и свойства льда на ее поверхности изучены мало. Риски сегодняшнего события достаточно велики. Впрочем, его значение, в случае успеха, тоже сложно переоценить.

Ссылка: blogs.esa.int/rosetta