Транзитный метод поиска экзопланет заключается в измерении периодических колебаний яркости звезд. Считается, проходящая перед диском звезды планета заслоняет часть ее света, что приводит к характерным провалам в графике яркости. Их можно зафиксировать при помощи длительных наблюдений.

Американский космический телескоп Кеплер, предназначенный для поиска планет в других звездных системах транзитным методом, был запущен в 2009 году. Он обнаружил более 4 тысяч кандидатов в экзопланеты, статус четверти из них уже подтвердился. К сожалению, в 2012 году у аппарата возникли технические проблемы. Один из четырех гиродинов (маховиков, предназначенных для управления ориентацией) аппарата отказал, и восстановить его работоспособность в дальнейшем не удалось. В мае 2014 года отказал еще один гиродин, вскоре после чего специалисты признали, что телескоп больше не в может использоваться по прямому назначению.

В мае 2014 года НАСА одобрило проект «K2», ставивший целью дать новую жизнь телескопу Кеплер. Идея заключалась в том, чтобы использовать для стабилизации ориентации аппарата давление солнечного ветра. Предполагалось, что это позволит частично восстановить работоспособность Кеплера и продолжить в ограниченном объеме астрономическую миссию – том числе даже поиск экзопланет.

Ожидания специалистов оправдались. 18 декабря 2014 года стало известно о том, что при помощи телескопа Кеплер впервые после поломки удалось обнаружить планету. Суперземля HIP 116454b диаметром в 2,5 раза и массой в 12 раз больше Земли находится около оранжевого карлика на расстоянии 180 световых лет от нас в созвездии Рыбы. Период ее обращения составляет всего 9,1 дня. Из-за этого температура на поверхности HIP 116454b слишком высока, чтобы она могла поддерживать жизнь.

Отмечается, что открытие было подтверждено при помощи наземных наблюдений, проведенных на Национальном телескопе Галилео на Канарских островах. В дальнейшем экзопланету планируется изучить при помощи других обсерваторий.

Ссылка: space.com