В последние годы астрономы, изучая архивные данные наблюдений радиообсерваторий, часто находили в них признаки мощных сверхкоротких вспышек. Так называемые короткие всплески радиоволн длятся доли секунды, однако их мощность в сотни миллионов раз превышает радиоизлучение Солнца. К настоящему моменту у ученых нет единой теории для объяснения природы этого явления.

Как правило, такие всплески обнаруживаются спустя недели и даже месяцы после того, как они произошли. 14 мая 2014 года радиотелескоп Паркс в Австралии зафиксировал быстрый радиовсплеск в реальном времени. Астрономы отправили оповещения в другие обсерватории, и уже через несколько часов совместными усилиями ученых со всего мира удалось обнаружить место, ставшее источником всплеска. Это произошло впервые в истории наблюдений.

Полученные в прошлом году данные помогли сократить список явлений, которые могут быть источником коротких радиовсплесков. Ученые считают, что источник вспышки расположен на расстоянии до 5 млрд световых лет от Земли и в момент излучения находился на катастрофическом этапе существования. Строго говоря, это не означает, что он разрушался. Из двенадцати обсерваторий, наблюдавших за источником вспышки, ни одна не зафиксировала какое-нибудь остаточное свечение спустя несколько часов после события. Это позволяет исключить из потенциальных кандидатов сверхновые типа Ia – вспышки, возникающие при перетекании вещества с небольшой звезды на находящийся по соседству белый карлик. Последовательность развития этих вспышек хорошо известна, и отсутствие остаточного свечения с ней не совпадает.

Данные наблюдений 14 мая указали на еще одно свойство быстрых радиовспышек – круговую поляризацию волн. Этот тип поляризации встречается достаточно редко в астрофизике и обычно ассоциируется с магнетарами.

Магнетары – это нейтронные звезды (сверхплотные остатки мертвых звезд) с очень сильным магнитным полем. Для примера, их магнитное поле может быть в 5000 триллионов раз сильнее магнитного поля Земли. Они имеют очень маленькие размеры, измеряющиеся десятками километров в диаметре, и массу порядка массы Солнца. При образовании трещин магнетары излучают сверхмощные потоки энергии, которые и могут быть источником наблюдаемых радиоволн.

До сих пор все магнетары, обнаруженные астрономами, находились в Млечном пути. Если быстрые радиовспышки действительно вызваны магнетарами, то их можно считать первым подтверждением того, что эти объекты существуют и в других галактиках, однако, как подчеркивают ученые, связывать два явления пока преждевременно. Потребуются многие годы, чтобы разобраться природой источников быстрых радиовспышек.

Ссылка: space.com