В 2013 году НАСА анонсировало новую миссию на Марс. В 2020 году на эту планету должен отправиться марсоход, для экономии построенный на платформе успешно работающего аппарата Curiosity. Летом прошлого года для него был утвержден комплекс научных приборов. Предполагается, что аппарат, известный пока под именем «Марс 2020», станет первым в серии из нескольких марсианских исследовательских аппаратов, объединенных одной целью – доставкой образцов грунта на Землю. На марсоход ложилась задача по сбору и хранению проб грунта. Следующий посадочный аппарат должен был забрать контейнер с образцами и при помощи небольшой ракеты вывести его на орбиту Марса. Затем перелетный модуль доставит контейнер на орбиту Луны, откуда его заберут астронавты НАСА. Они, в свою очередь, доберутся туда на новом корабле «Орион».

24 февраля состоялось заседание Группы по анализу программ изучения Марса. Ведущий ученый проекта «Марс 2020» из Лаборатории реактивного движения НАСА Кен Фарли рассказал, что разработчики приняли решение отказаться от установки на марсоход контейнера для хранения образцов. По новому плану, аппарат будет отбирать образцы в интересующих ученых местах и оставлять их на поверхности Марса. По словам Фарли, разработчиков беспокоила постоянно возрастающая ценность марсохода при хранении проб в контейнере. При этом работающая с ним команда постепенно была бы вынуждена управлять аппаратом все более осторожно, поскольку его потеря нанесла бы большой ущерб долгосрочным планам и усложнила последующие миссии.

Отказ от хранения образцов означает, что на марсоход не придется устанавливать специальный контейнер и дополнительный манипулятор. Конечно, у нового решения есть очевидный недостаток. Упрощая миссию 2020 года, разработчики автоматически усложняют себе работу в будущем. Второй аппарат, пока не анонсированный и не включенный в план финансирования НАСА, вынужден будет пройти по маршруту марсохода 2020 года, найти на поверхности планеты отобранные образцы и собрать их, прежде чем сможет отправить контейнер с грунтом на орбиту.