1. Международная космическая станция.

Как бы ни хотелось отдельным политикам, российский сегмент МКС нельзя отделить от американского. Во-первых, по юридическим причинам. Наш сегмент состоит из двух полнофункциональных модулей (ФГБ «Заря» и служебный модуль «Звезда») и трех малых – «Пирс», «Поиск» и «Рассвет». Первые два – просто стыковочный и шлюзовой отсеки, герметичные шарики диаметром около 2,5 м. Для их доставки на МКС использовались стандартные грузовые корабли «Прогресс», у которых бытовой отсек был заменен на модуль. После отстыковки корабля модуль просто остался на станции, а не сгорел в плотных слоях атмосферы, как это обычно происходит со бытовым отсеком. Достаточно широко известно, что модуль «Заря» принадлежит НАСА. А вот то, что «Рассвет» тоже произведен и доставлен на орбиту по заказу американцев, обычно не говорят. Таким образом, Роскосмосу из всей МКС принадлежит один модуль с двумя шлюзовыми отсеками – не очень жизнеспособная конструкция. Конечно, изначально задумывалось не так. Однако за 16 лет существования МКС российский сегмент так и не был достроен из-за проблем с финансированием.

Вторая причина, по которой разделение сегментов станции невозможно – физическая. Во-первых, сложно сказать, получится ли вообще разделить модули стыковочные узлы модулей «Юнити» и «Заря». Во-вторых, российский и американский сегменты не автономны. Нам нужны американские гиродины для управления положением в пространстве и электричество, им нужна наша система жизнеобеспечения.

Сейчас научно-технический совет Роскосмоса возглавил Юрий Коптев, который командовал всем российским космическим агентством в 1990-х, во времена программы «Мир-Шаттл» и начала строительства МКС. По всей видимости, вопрос о продлении работы станции до 2024 года можно считать решенным. НАСА не против сохранить станцию до 2028 года, и нельзя исключать, что Роскосмос эту идею поддержит - в конце концов, отдельная станция будет обходиться дороже.

2. Вместо МКС.

У РКК "Энергия" есть идея все-таки достроить российский сегмент, запустив к нему лабораторный модуль МЛМ, узловой УМ и научно-энергетический НЭМ. Это предложение недавно поддержал Роскосмос. Конечно, всем будет жалко в 2024 году топить новую технику, поэтому перед затоплением МКС три наших модуля отделятся и образуют новую станцию – О(П)СЭК, т. е. орбитальный (пилотируемый) сборочно-эксплуатационный комплекс. Он останется на орбите МКС, а не переместится на высокоширотную орбиту, и будет еще много лет кормить предприятия российской космической отрасли.

В свою очередь, НАСА не собирается строить новую станцию после МКС. Американцы рассчитывают, что в 2020-х на низкой орбите появятся частные космические станции. Так это звучит формально. В реальности, скорее всего, речь идет о том, что НАСА окажет существенную консультативную и даже финансовую помощь компании Bigelow Aerospace, которая занимается надувными конструкциями. Зарабатывать Bigelow будет на проведении лабораторных экспериментов и на туристах, доставлять которых на станцию будут корабли CST-100 от корпорации Boeing и, возможно, Dragon от SpaceX. Можно отметить, что основатель компании Роберт Бигелоу, представляя недавно маленький надувной модуль для МКС, который планируется запустить в сентябре, признался, что занимается космосом не ради получения прибыли.

3. За пределами низкой орбиты.

Самостоятельно американское космическое агентство организовывать полеты на низкую орбиту Земли после МКС не планирует. Это связано с тем, что оно намерено заняться полетами в дальний космос. Под этими словами обычно имеют в виду весь космос, начиная с высоких эллиптических орбит Земли. Сейчас известно о двух планируемых миссиях: в начале 2020-х астронавты должны долететь до орбиты Луны, а в «середине 2020-х» – совершить экспедицию длительностью до трех недель к астероиду, заранее доставленному на лунную орбиту. Мозговой центр НАСА в Техасском университете предложил не переходить сразу к длительным (т. е. более полугода) полетам в дальний космос, а постепенно отрабатывать технику и решать медицинские проблемы на лунной орбите. По мнению аналитиков, первые полеты могут длиться до трех недель – для этого будет достаточно нового пилотируемого корабля «Орион». Затем можно добавить к нему бытовой отсек и постепенно, до 2030 года, увеличивать длительность полетов на лунную орбиту до трех месяцев. Долгосрочные полеты – посещения астероидов на собственных орбитах, облеты других планет, высадка на спутник Марса – могут состояться только в 2030-х.