Исследовательский центр НАСА им. Гленна готовится до конца года принять первый служебный модуль нового космического корабля «Орион», который будет использован в первом полете этого аппарата к Луне в 2018 году.

Служебный модуль разрабатывается Европейским космическим агентством в сотрудничестве с НАСА. Договор между двумя агентствами был заключен в 2012 году. Известно, что существенный вклад в финансирование проекта вносит космическое агентство Великобритании, которое надеется расширить свое присутствие в европейской пилотируемой космонавтике. Разработка служебного модуля для корабля «Орион» стала оплатой за участие ЕКА в проекте МКС после 2015 года. Кроме того, ЕКА получит одно из четырех мест корабля «Орион» в будущих экспедициях за пределы околоземной орбиты.

В январе 2015 года отстыковался от МКС и был сведен с орбиты последний европейский грузовой корабль серии ATV. И хотя производство этих кораблей, способных доставлять на орбиту по 7 т груза, было окончательно свернуто, служебно-двигательный модуль ATV станет основой для служебного модуля нового американского корабля. В нем предполагается использовать большую часть компонентов ATV, включая двигатели, топливные баки, солнечные панели и т. д. По словам Джоэля Кернса, директора программы «Орион» в офисе по взаимодействию ЕКА, «Служебный модуль корабля «Орион» – это сердце будущих успешных миссий. Он содержит весь необходимый запас воздуха, азота и воды для экипажа, аккумуляторные батареи и солнечные панели для получения электрической энергии, а также отвечает за перемещение в космосе». ESM (European Service Module, европейский служебный модуль) получит некоторые элементы от американских шаттлов, включая маневровые двигатели. Он также будет обеспечивать дополнительное ускорение при уводе корабля в случае срабатывания системы аварийного спасения.

В ходе интеграции европейского служебного модуля с разработанным в США спускаемым аппаратом «Ориона» возникли некоторые сложности. Считается, что именно они привели к переносу первого полета с 2017 года. Сейчас первый беспилотный испытательный полет нового корабля планируется на ноябрь 2018 года. Сверхтяжелая ракета SLS должна будет отправить его за пределы гравитационного поля Земли. «Орион» облетит Луну на расстоянии около 70 тысяч км от ее поверхности и, не выходя на орбиту нашего спутника, вернется на Землю.

В ближайшее время на Испытательную площадку Плюм Брук Центра им. Гленна прибудет тестовый экземпляр спускаемого аппарата корабля «Орион». Позднее в этом году туда же будет доставлен служебный модуль. Через эту площадку проходит существенная часть американской космической техники. Здесь же, например, проходят проверки головные обтекатели для ракет компании SpaceX. На стендах испытательного комплекса в Плюм Брук могут симулироваться стартово-посадочные акустические и механические вибрационные нагрузки. Для командного и служебного модулей корабля «Орион» в октябре 2014 года был возведен новый вибрационный стенд диаметром 6,7 м и общей массой 25 т. Аппараты будут тестироваться по отдельности. Полученные по результатам испытаний данные разработчики сравнят с модельными значениями.

Если все операции пройдут без осложнений, служебный модуль корабля «Орион» будет доставлен на мыс Канаверал для интеграции со спускаемым аппаратом в январе 2017 года.