В последние месяцы НАСА проводит критический анализ проекта пилотируемого корабля «Орион» (Orion), который планируется использовать для запуска людей в дальний космос. CDR (т. е. Critical Design Review) – важный этап разработки в западной инженерной школе, на котором должны подтвердить свою эффективность все заложенные в проект технические решения. Экспертная встреча, посвященная результатам CDR, должна состояться 22 октября. Тем временем, постройка корабля «Орион» для миссии Exploration Mission 1 уже началась. В ходе полета EM-1, запланированного на 2018 год, сверхтяжелая ракета-носитель SLS выведет корабль в беспилотном режиме на траекторию облета вокруг Луны. «Орион» приблизится к спутнику Земли на минимальное расстояние в 70 тысяч километров.

Конструкция герметичного отсека спускаемого аппарата корабля «Орион» состоит из семи больших алюминиевых модулей (см. схему). В ходе первой сварки были соединены вместе туннель и верхняя перегородка. В этом сегменте аппарата будут размещены многие важные системы, включая посадочные парашюты. На туннеле впоследствии будет установлен стыковочный механизм. Для соединения элементов конструкции используется особая технология сварки трением, разработанная специально для «Ориона». Запуск спускаемого аппарата корабля в декабре 2014 года на высокую орбиту Земли подтвердил надежность его конструкции, однако выявил и некоторые недостатки. В доработанном проекте и новом космическом аппарате они должны быть устранены. Обновления коснутся парашютной посадочной системы и теплозащитного покрытия, защищающего корпус от перегрева при снижении в плотных слоях атмосферы.

В ближайшие месяцы оставшиеся элементы герметичного корпуса «Ориона» прибудут на сборочное производство компании Lockheed Martin в Новом Орлеане. После завершения сварки конструкция будет отправлена в Космический центр НАСА им. Кеннеди во Флориде для продолжения сборки корабля.

Насчет даты первого беспилотного полета «Ориона» сомнений нет. Он должен быть запущен в космос в ноябре 2018 года. Дальнейшая программа эксплуатации аппарата, однако, остается туманной. В прошлом предполагалось, что Exploration Mission 2, во время которой астронавты впервые в XXI веке посетят орбиту Луны, состоится в 2021 году. Формально дата не изменилась, но 2021 год стал, пожалуй, наименее подходящим временем для такого полета. Дело в том, что 70-тонная ракета-носитель SLS Block 1 в 2018 году совершит свой первый и, скорее всего, последний полет. Новая верхняя ступень EUS (Exploration Upper Stage) позволит увеличить грузоподъемность ракеты до 105 тонн (модификация Block 1B). Именно эта ракета станет основным носителем пилотируемой программы НАСА в 2020-х годах, а 130-тонная SLS Block 2 должна начать полеты после 2030 года.

Американские правительственные эксперты возражают против того, чтобы НАСА запустило пилотируемый корабль с астронавтами на борту на ракете с верхней ступенью, не прошедшей до этого летные испытания. Поэтому американское космическое агентство имеет два выхода. Первый – дополнительный второй пуск 70-тонной ракеты для повторения EM-1, однако с людьми на борту корабля «Орион». Он может состояться даже раньше 2021 года, но в этом случае на сертификацию верхней ступени SLS Block 1, которая никогда больше не будет использована, придется потратить 100 млн долларов. Второй вариант предполагает перенос первого пилотируемого полета на корабле «Орион» на 2022-2023 год. Ракета-носитель SLS Block 1B сначала будет использована для запуска автоматической исследовательской станции (например, зонд для захвата булыжника с астероида ARM в 2020 году либо АМС Europa Clipper в 2022).

Кроме того, НАСА изучает возможность в дальнейшем расширить возможности корабля «Орион», для чего придется добавить к нему жилой модуль. Ведущие корпорации американской космической отрасли, включая Lockheed Martin и Orbital ATK, уже предложили НАСА свои варианты такого аппарата. Рассматриваются два варианта его конструкции. В первом случае речь идет о небольшом герметичном отсеке с дополнительными запасами системы жизнеобеспечения, который был бы аналогичен бытовому отсеку кораблей «Союз». Другой вариант – более крупный модуль, который доставляется на орбиту Луны отдельным запуском и может использоваться в качестве посещаемой одномодульной станции. Цель всех доработок – создать условия для накопления опыта длительной работы астронавтов в дальнем космосе. В 2030-х годах этот опыт потребуется НАСА для организации полета к Марсу.