Как, вероятно, многие заметили, несколько дней назад на планете Земля (Солнечная система, Млечный путь) наступил 2016 год. Это хороший повод обсудить, что ждет космонавтику в известной нам части Вселенной в ближайшие 12 месяцев.

К сожалению, наступивший год не будет богат на космические события, и особенно это касается России. Весной или летом – дата будет зависеть от дальнейшего хода строительства – должен произойти запуск космического аппарата «Михайло Ломоносов» на ракете «Союз-2» с космодрома Восточный, и ничего более значимого до конца года не произойдет. На 2 июня запланирован первый запуск пилотируемого корабля «Союз МС», который придет на смену «Союзу ТМА». Эта модернизация станет последней для советских пилотируемых кораблей.

Кроме того, летом на МКС начнется подготовка к приему МЛМ – нового российского модуля станции. Пока что его запуск намечен на первый квартал 2017 года, однако новостей о ходе работ по ремонту модуля давненько не поступало. Неизвестно, ведутся ли они, и когда будет готов модуль. Запуск МЛМ переносился с 2012, 2013, 2014 и 2016 годов.

Для тех, кто следит за китайской космической программой, новый год станет весьма захватывающим. По неофициальной информации, в апреле состоится первый пуск новой ракеты среднего класса «Чанчжен-7», а спустя несколько месяцев в распоряжении Китая появится и тяжелая «Чанчжен-5», способная вывести около 14 т на геопереходную орбиту Земли. Кроме того, Китай намерен после небольшого перерыва вернуться в пилотируемую космонавтику. В космос отправится новая посещаемая лаборатория, «Тяньгун-2». К ней будет отправлена экспедиция на корабле «Шэньчжоу-11». Основными задачами полета станут испытание системы сближения и стыковки, которая понадобится для строительства многомодульной орбитальной станции, и проверка новой регенеративной системы жизнеобеспечения. К концу года должен быть запущен автоматический грузовой корабль «Тяньчжоу», способный проводить дозаправку топливом орбитального модуля.

Ожидаемые события в американской космонавтике почти целиком – и уже не впервые – состоят из планов SpaceX. Основатель компании Илон Маск ранее пообещал в начале 2016 года продемонстрировать общественности проект летного скафандра для астронавтов, которые будут летать на МКС на пилотируемых кораблях «Дракон» (Dragon) начиная с 2017 года. Также весьма вероятно, что SpaceX в общих чертах опишет свою стратегию колонизации Марса.

Более приближенные к сегодняшней реальности планы SpaceX не менее обширны. Уже в первые месяцы года запланировано несколько пусков ракет Falcon 9. Они смогут подтвердить (или опровергнуть) надежность технологии возврата первых ступеней. Не менее важный вопрос – возможность повторного использования вернувшихся ступеней. Илон Маск все еще хочет применить отлетавшую ступень до конца 2016 года.

Нет официальной информации о давно откладываемых планах по испытанию реактивной посадки пилотируемых кораблей «Дракон». Как известно, НАСА требует от SpaceX возвращать пилотируемые корабли при помощи исключительно парашютной тормозной системы и сажать в океан, однако сама компания от своих планов по созданию многоразового корабля не отказывается. Осенью 2015 года сообщалось, что стендовый образец нового «Дракона», использовавшийся для испытания системы аварийного спасения на старте в прошлом мае, был доставлен на базу SpaceX в техасском Макгрегоре. Возможно, в 2016 году начнутся первые тесты его посадочной двигательной установки со сбросами с вертолета.

В середине или во второй половине года SpaceX хочет осуществить многократно откладывавшийся пуск сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy. Ну а на самый конец года назначен первый запуск пилотируемой модификации корабля «Дракон», пока что без астронавтов на борту.

Удастся ли SpaceX выдержать такой напряженный график? Если честно, верится с трудом.

Еще одно событие в американской космонавтике не связано со SpaceX. Летом 2016 года компания Orbital ATK обещает возобновить полеты ракет-носителей «Антарес». Двигатели AJ-26 (модифицированные в США советские НК-33) на первой ступени будут заменены на российские РД-181, которые являются экспортной версией РД-193. Эти двигатели с самого начала были разработаны НПО «Энергомаш» для замены НК-33 на ракетах «Союз-2.1в» после того, как запасы советских двигателей подойдут к концу.

Отдельно нужно рассказать о научно-исследовательских планах землян. К сожалению, в 2016 году мы не увидим ничего сравнимого с качественными фотографиями Цереры или Плутона, которыми так любовались считанные месяцы назад. Самым большим событием станет мартовский запуск на российской ракете «Протон-М» европейского исследовательского аппарата миссии «Экзомарс-2016». Он достигнет Марса спустя всего 7 месяцев, в октябре этого же года. Спутник TGO останется на орбите планеты, а демонстрационная посадочная платформа EDM приземлится на плато Меридиана. К сожалению, она проработает там всего восемь суток до окончания заряда батарей.

Еще одно интересное событие произойдет 4-5 июля. Космический аппарат «Юнона» (Juno) запущенный в 2011 году, должен будет выйти на орбиту Юпитера. Он займется изучением атмосферы и внутреннего строения крупнейшей планеты Солнечной системы. А в сентябре 2016 года с мыса Канаверал будет запущен астероидный зонд OSIRIS-REx. Он достигнет астероида 101955 Бенну в 2019 году, а в 2023 доставит образец грунта с него на Землю.