Используя данные, полученные с космического телескопа Хаббл, астрономы смогли изучить скорость вращения крупной экзопланеты. Сделать это удалось при помощи замеров того, как изменяется яркость ее облачной атмосферы. Прямые измерения продолжительности суток экзопланеты были проведены учеными впервые.

«Результат оказался очень захватывающим». – говорит Дэниел Апаи из Аризонского университета, ведущий автор исследования. – «Он дает нам уникальную методику, которую можно будет использовать для изучения атмосфер других экзопланет».

В данном исследовании Хаббл проводил съемку экзопланеты 2M1207b, которая примерно в четыре раза массивнее Юпитера. Она является компаньоном коричневого карлика 2M1207 – он, в свою очередь, в 5-7 раз массивнее своей соседки. Два объекта, расположенные на расстоянии всего около 8 миллионов километров, вращаются вокруг друг друга. Эта система находится в 170 световых годах от Солнца, а 2M1207b является одной из немногих планет за пределами Солнечной системы, которые современные телескопы способны зафиксировать напрямую, а не по косвенным признакам.

Высокое разрешение и контрастность снимков Хаббла позволили ученым точно измерить периодичность колебаний яркости 2M1207b. Затем эти колебания удалось связать с отражающей способностью облачного покрова планеты. Данные Хаббла не просто подтвердили наличие облаков, но еще и продемонстрировали их слоистость и неравномерность их распределения.

Впервые газовый гигант был сфотографирован около 10 лет назад, тоже при помощи телескопа Хаббл. По снимкам астрономы определили, что его атмосфера в верхних слоях содержит силикатные «дождевые» облака, состоящие из испаренных пород, которые, поднимаясь в атмосфере, остывают и формируют небольшие сгустки. Затем они выпадают под действием гравитации, и в более горячих слоях вновь превращаются в газ. В более глубоких слоях атмосферы должны аналогичным образом формироваться и выпадать в виде дождей «капли» железа.

Температура атмосферы 2M1207b, в зависимости от глубины, находится в диапазоне от 1200 до 1400 градусов Цельсия. Она так сильно раскалена из-за того, что 2M1207b является очень молодой планетой – ей всего около 10 миллионов лет. Для сравнения, Юпитеру в Солнечной системе (как и Земле) около 4,5 миллиардов лет. Температура верхних слоев планеты достаточно высока, чтобы она излучала в инфракрасном диапазоне. Благодаря этому свойству астрономы смогли для ее изучения использовать Широкоугольную камеру №3 телескопа Хаббл. Согласно полученным данным, один оборот вокруг своей оси 2M1207b выполняет за 10 земных суток, что сравнимо с периодом обращения Юпитера.

Конечно, как отмечают астрономы, 2M1207b не всегда будет такой горячей. В последующие миллиарды лет она начнет остывать, а железные и кремниевые облака начнут погружаться все ниже и ниже в ее атмосфере, пока не исчезнут совсем.