При помощи радиоинтерферометрической обсерватории ALMA (Atacama Large Millimeter Array) Европейской южной обсерватории ученые из Кэмбриджского университета нашли свидетельства существования кометного облака у одной из звезд в относительной близости от нас. На восстановленных изображениях звездной системы в радиодиапазоне видны следы оксида углерода (II) (CO, угарный газ), причем малое количество этого вещества примерно соответствует его концентрации, порождаемой кометами в Солнечной системе.

Кометы – космические тела, напоминающие «грязные снежки». Они состоят изо льда, грязи и пыли. Кометы находятся на сильно вытянутых эллиптических орбитах с большим периодом обращения и зачастую при приближении к Солнцу из-за нагрева обрастают хвостами из водяных паров. В апогелии они удаляются так далеко от Солнца, что обнаружить их наземными телескопами не представляется возможным. Поэтому информация о кометах собирается при их возвращении к Солнцу.

Ученые считают, что кометы появляются на заре формирования звездных систем. Согласно одной из теорий (последние исследования показывают, что она может быть неверна, на ранних этапах своего развития Земля была сухой планетой, и именно благодаря столкновениям с кометами на нашей планете накопилось большое количество воды.

Телескоп ALMA изучал звезду HD 181327, расположенную примерно в 160 световых годах от нас в созвездии Живописца. Масса HD 181327 на 30% больше массы Солнца. Эта звездная система существует всего 23 млн лет, тогда как, для сравнения, возраст Солнечной системы составляет 4,6 млрд лет. «Молодые системы наподобие этой очень активны. Кометы и астероиды постоянно сталкиваются друг с другом и с планетами». – говорит Себастьян Марино, аспирант Института астрономии Кэмбриджского университета и ведущий автор исследования. – «Состав льда в системе HD 181327 приблизительно такой же, как и в нашей системе, поэтому ее удобно изучать для углубления нашего понимания того, как выглядела Солнечная система в начале своего существования».

Около HD 181327 уже могли сформироваться и планеты, однако обнаружить их при помощи имеющихся средств наблюдения невозможно. При помощи ALMA ученые смогли наблюдать вокруг этой звезды кольцо пыли, предположительно, образовавшееся в результате столкновений комет, астероидов и других космических тел. В газовом составе этого скопления пыли удалось выделить небольшое количество монооксида углерода, источником которого – если проводить параллели с Солнечной системой – должны быть кометы. Астрономы подчеркивают, что количество газа настолько мало, что им пришлось разработать специальный алгоритм для выделения его концентрации из зоны статистической погрешности данных ALMA.

Статья об исследовании будет опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.