1. Компания SpaceX намерена расширить зону хранения успешно возвращенных первых ступеней ракет Falcon 9. 17 августа в порт на мысе Канаверал была доставлена первая ступень ракеты, которая вывела на орбиту космический аппарат JCSAT-16. Это уже шестая по счету успешно вернувшаяся ступень. Первая – вернувшаяся еще в декабре прошлого года – на днях была установлена в качестве памятника в Хоторне рядом со штаб-квартирой компании. Еще одна находится на хранении на испытательной площадке SpaceX в Техасе. Остальные хранятся в ангаре на стартовом комплексе 39А на мысе Канаверал. Свободное место в этом помещении уже заканчивается, и потому SpaceX вынуждена принять меры для расширения доступного пространства.

В среду 24 августа представитель SpaceX объявил, что компания заключила соглашение об аренде монтажного комплекса для космических аппаратов Spacehab в северной части порта на мысе Канаверал. Кроме того, она намерена построить дополнительное здание на прилегающей к этому помещению свободной территории.

Формальное одобрение сделки состоится в следующем месяце. Пока же SpaceX начнет использовать помещение в рамках дополнительного временного сообщения.

2. Европейские астрономы подтвердили существование новой планеты около ближайшей к Солнцу звезды – Проксимы Центавра. Проксима Центавра – тусклый красный карлик, расположенный рядом с гораздо более яркой и известной двойной звездой Альфа Центавра. Планета, получившая название Проксима b, имеет небольшие размеры. Ее масса всего в 1,3 раза больше массы Земли. Она находится на низкой орбите с периодом обращения 11 земных суток, но, из-за того, что звезда является очень холодной, Проксима b попадает в так называемую «обитаемую зону» – пространство вокруг звезды, в котором на поверхности планет может существовать вода в жидком виде. Конечно, для этого на планете должны быть подходящие атмосфера, внутреннее строение и выполняться другие условия.

Открытие сделано методом лучевых скоростей на телескопе Европейской Южной обсерватории La Silla в Чили.

3. РКК «Энергия» в августе заканчивает проработку концепции нового грузового низкоорбитального корабля. Контракт с Роскосмосом на эту работу был заключен в декабре 2015 года («Новости космонавтики», №5/2016). Новый корабль с увеличенным грузовым отсеком объемом 18 куб. м мог бы доставлять на МКС до 2,4 т припасов. Кроме того, на корабле предлагается использовать общие топливные баки для собственной двигательной установки и дозаправки станции, вмещающие 1,8 т топлива. Таким образом, все не израсходованное во время перелета топливо можно будет добавить к запасам МКС. С другой стороны, такая переделка означает необходимость разработки нового переходно-агрегатного отсека. Перспективный корабль рассчитан на выведение в космос при помощи ракеты «Союз-2.1б» и, при наличии финансирования, сможет оказаться на космодроме в 2020 году.

Идея создания нового корабля имеет смысл, поскольку Роскосмос в целях экономии уменьшает количество запусков «Прогрессов» к МКС. Использование более эффективного корабля позволило бы не ухудшать уровень снабжения станции.

4. Компания Boeing провела очередные успешные испытания пилотируемого корабля Starliner. На этот раз макет его капсулы был сброшен не в воду, а на землю – правда, с небольшой высоты, всего около 10 м.

Starliner является частично многоразовым кораблем. Его спускаемый аппарат (или командный отсек) будет использоваться многократно. В отличие от «Дракона» компании SpaceX, который садится в воду, капсула «Старлайнера» будет совершать посадку на сушу. Для смягчения удара используются надувные мешки-амортизаторы.

Разрабатываемый компанией Lockheed Martin корабль для дальнего космоса Orion также считается многоразовым – ресурс его использования составит до 10-15 лет. А вот пилотируемый Dragon 2 компании SpaceX как минимум в своей первой модификации останется исключительно одноразовым.

Начавшаяся в августе серия испытаний будет состоять из шести сбросов капсулы, в ходе которых будут симулироваться наиболее тяжелые условия посадки. До этого были проведены 14 сбросов капсулы в воду. Посадка в океан возможна при срабатывании системы аварийного спасения корабля.