На прошедшей неделе космический аппарат научно-исследовательской миссии «Экзомарс» приблизился к Марсу. 16 октября 2016 года успешно прошло отделение демонстрационного десантного модуля Schiaparelli («Скиапарелли») и орбитального модуля TGO (Trace Gas Orbiter – орбитальный модуль). «Скиапарелли» продолжит движение по траектории, пересекающей орбиту Марса, для посадки на планету, а орбитальный аппарат TGO 17 октября 2016 года выполнит маневр перехода на гиперболическую относительно Марса орбиту.

19 октября 2016 года ожидается переход TGO на высокоэллиптическую орбиту Марса. После маневра ухода с траектории столкновения с Марсом, который запланирован на 17 октября, TGO включит двигатели на торможение на 134 минуты для снижения скорости до уровня, достаточного для «захвата» орбитального модуля гравитационным полем Марса. Окончание маневра TGO приходится на период «затенения» (аппарат находится за Марсом, сигналы от него на Земле не принимаются). Выход TGO из радиотени Марса предполагается примерно в 19:30 мск. В итоге TGO должен выйти на высокоэллиптическую орбиту (298 х 95 856 км) с периодом 4 марсианских суток (чуть больше 4 земных суток) и оставаться на ней до конца 2016 года.

Посадка десантного модуля «Скиапарелли» запланирована 19 октября 2016 года. «Скиапарелли» войдет в атмосферу на высоте около 122,5 км, со скоростью около 21 000 км/ч примерно в 17:42 мск. Парашют раскроется на высоте 11 км при скорости модуля 1650 км/час. Отделение переднего теплозащитного экрана должно произойти на высоте 7 км от поверхности планеты. Тормозные двигатели «Скиапарелли» включатся на высоте 1,1 км, их задача – помочь погасить скорость модуля с 250 км/ч до 4 км/ч, после чего на высоте 2 м они будут выключены, а десантный модуль совершит посадку уже в свободном падении. Специальная конструкция аппарата должна смягчить удар при падении.

Ориентировочно в 17:48 мск (19 октября) модуль «Скиапарелли» начнет передачу сигнала с поверхности. Сигнал от посадочного аппарата будут принимать и записывать марсианские зонды Mars Express (ЕКА, непосредственно во время посадки), Mars Reconnaissance Orbiter (NASA, через несколько минут после посадки) и TGO (непосредственно во время посадки). Прием и ретрансляцию сигнала будут обеспечивать TGO (до момента выхода из зоны приема) и «Марс-Экспресс».

Сигнал от космических аппаратов будет приниматься на станциях дальней космической связи Европейского космического агентства (система ESTRACK) в Маларгуэ (Аргентина) и NASA (система DSN) в Канберре (Австралия) и Мадриде (Испания). Кроме этого, для связи используется радиотелескоп GMRT (Giant Metrewave Radio Telescope) около Пуны (Национальный центр радиоастрофизики, Институт фундаментальных исследований Тата, Бомбей, Индия), который будет записывать радиосигналы от спускаемого модуля «Скиапарелли» непосредственно во время спуска.

В России планируется прием сигналов орбитального модуля TGO станциями в Медвежьих озерах и Калязине, по которым можно будет судить о начале маневра торможения и о выходе аппарата из радиотени Марса после окончания торможения.

Ниже показана анимация посадочной последовательности десантного модуля «Скиапарелли»:

Источник: www.roscosmos.ru