Вчера стало известно, что американское космическое агентство планирует приобрести дополнительные места на космических кораблях «Союз» в ближайшие годы. Цели НАСА – воспользоваться появившейся возможностью по интенсификации научной отдачи от МКС, которая открываются в связи с сокращением российского экипажа, и подстраховаться на случай новых задержек в реализации программы создания коммерческих космических кораблей SpaceX Dragon 2 и Boeing Starliner.

Любопытная деталь сделки заключается в том, что поставщиком мест на «Союзах» для НАСА на этот раз является не Роскосмос, а компания Boeing.

Если документы будут подписаны (хотя здесь правильнее писать «когда»), два дополнительных американских астронавта полетят на МКС в сентябре 2017 («Союз МС-06») и в марте 2018 («Союз МС-08») года, и еще три места на российских кораблях достанется НАСА в 2019 году. Это позволит обеспечить функционирование американского сегмента в первые шесть месяцев, если собственные корабли не будут готовы, или поддерживать расширенный экипаж на станции в течение всего года с параллельной эксплуатацией американских кораблей. Сейчас в год станцию посещают шесть человек по американской программе. Полеты российских космонавтов с 2017 года будут сокращены с шести до трех.

Официально уменьшение российского экипажа было анонсировано в сентябре 2016 года. Начиная уже со следующего полета, который недавно был перенесен на 20 апреля, в каждом кораблей будет находиться лишь один российский космонавт, выполняющий функции командира. В качестве бортинженеров будут летать только американские, европейские и японские астронавты.

Временное возвращение к нормальному экипажу планируется на период запуска и стыковки Многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) «Наука». Пока что официально его запуск запланирован на конец 2017 года. В общении с Европейским космическим агентством представители Роскосмоса говорили, что ожидают это событие весной 2018 года. Судя по готовности уступить весеннее место на «Союзе» американцам можно предположить, что теперь его не ждут раньше второй половины следующего года. Работа по ремонту МЛМ, который без дела хранится ГКНПЦ им. Хруничева с 2014 года, началась только в прошлом месяца. Пока что нельзя даже строить предположения о возможности его запуска, учитывая, что гарантийные сроки многих систем МЛМ давно закончились.

Это не известно наверняка, но, вероятнее всего, места на российских кораблях достались компании Boeing в результате безоплатной сделки с РКК «Энергия». Ранее российская корпорация продала плавучий космодром Sea Launch («Морской старт») владельцам авиакомпании S7. Boeing, являющийся миноритарным акционером, оспорил сделку, и американский суд в мае 2016 года обязал РКК «Энергия» выплатить компенсацию в размере $320 млн. Такая сумма объясняется тем, что на балансе Boeing висит более 300 млн долгов, накопившихся у проекта Sea Launch. Параллельно судебному процессу две компании вели переговоры, итогом которых стало пока не подписанное, но в целом согласованное мировое соглашение. Согласно этой договоренности, Boeing отказывается от претензий к «Энергии» в обмен, как теперь выяснилось, на пять полетов к МКС. Полученные места представители компании предложили НАСА, и американское агентство продемонстрировало интерес к их покупке.

По словам вице-президента Boeing Джона Элбона, раньше предполагалось, что НАСА сможет увеличить свой экипаж МКС только в 2019 году вместе с вводом в строй коммерческих космических кораблей, но теперь это возможно сделать на два года раньше. НАСА надеется, что расширение экипажа существенно повысит научную отдачу от эксплуатации станции.

С другой стороны, сделка является индикатором того, что НАСА не уверена в выполнении текущих планов по разработке собственных пилотируемых кораблей Boeing и SpaceX. Пока что сертификация обоих кораблей намечена на вторую половину 2018 года, но их графики уже неоднократно сдвигались. Осенью 2016 года помощник администратора НАСА по пилотируемым полетам Уильям Герстенмайер сказал, что агентство, несмотря на это, не планирует продлевать соглашение с Роскосмосом о закупке мест на «Союзах» на 2019 год. Вероятно, в то время уже обсуждалась что сделка с Boeing.

Покупка мест на российских кораблях совсем не означает того, что американские корабли не начнут летать в первой половине 2019 года. Даже в случае готовности корабля Starliner остающиеся в запасе места на «Союзах» позволят компании выполнить обязательства перед НАСА по доставке астронавтов на МКС без лишних хлопот по организации собственного запуска, либо, опять же, обеспечат присутствие на станции расширенного экипажа.

Российская космонавтика, со своей стороны, практически ничего от сделки не получает. В половине последующих полетов «Союзы», как и планировалось, будут летать недозаполненными. Не совсем понятно, что именно Роскосмос таким способом пытался сэкономить помимо командировочных премий для космонавтов, ведь за дополнительные полеты американцев Роскосмос не получит ничего кроме разрешения Boeing на продажу «Морского старта». Получилось, что за организацию избавления РКК «Энергия» от убыточного морского космодрома заплатил российский бюджет. Руководство компании, конечно, можно с этим поздравить. Но дополнительных доходов сделка не приносит, а отечественных ученых, надеявшихся на проведение экспериментов на МКС, поздравлять совсем не с чем. Хотя, возможно, им стоит попробовать подать свои заявки в НАСА.