Ученые проанализировали формы рельефа на карликовой планете Церера в поясе астероидов, чтобы изучить ее внутреннее строение и его эволюцию. Статья о результатах работы опубликована в журнале Geophysical Research Letters.

Ударные кратеры – самые распространенные, но не единственные формы рельефа, существующие на Церере. Ученые выделили провалы, в некоторых местах имеющие линейную форму, а также вторичные кратеры, многие их которых образуют линейные цепочки.

В рамках исследования была составлена карта из более чем 2 тысяч линейных геоморфологических элементов, длина которых превышает 1 км. Они по своему происхождению были разделены на две группы. Первая – цепочки вторичных кратеров, образованные выброшенным из ударных кратеров веществом. Вторая группа – цепи впадин, имеющие эндогенное происхождение. Именно они и интересуют планетологов. Ведущий автор исследования Дженнифер Скалли отметила, что наибольшей трудностью в работе было разделить особенности рельефа на две группы. В этом помогли малозаметные различия в форме углублений. Вторичные кратеры имеют более правильную округлую форму, чем эндогенные провалы.

Вероятность того, что трещины образовались при замерзании подповерхностного океана, достаточно мала – в этом случае депрессии образовались бы повсеместно. Ученые также не связывают провалы с глубинными последствиями ударных событий, поскольку следов настолько мощных столкновений на Церере не найдено.

Планетологи предполагают, что сотни миллионов лет назад (до 1 млрд лет) вещество из-под поверхности Цереры поднималось вверх – вероятно, из-за градиента плотности, – заставляя материал на ее поверхности раздвигаться. Это привело к образованию линейных провалов, которые и сохранились до наших дней.

Дальнейшие исследования позволят создать модель внутреннего строения этой карликовой планеты.

Ссылка: jpl.nasa.gov