Американская компания Advanced Space получила $13,7-миллионный контракт НАСА на разработку микроспутника, который будет запущен в конце 2020 года. Он должен будет работать на орбите Луны, на которой с 2022 года начнется постройка посещаемой пилотируемой станции Gateway.

Малый космический аппарат получил название CAPSTONE – Cislunar Autonomous Positioning System Technology Operations and Navigation Experiment (Окололунный эксперимент по отработке операций автономной системы позиционирования и навигации). Он будет работать на около-прямолинейной гало-орбите, в перицентре приближаясь к поверхности Луны на расстояние 1,6 тыс. км и в апоцентре отдаляясь от нее на 70 тысяч км. Эта орбита будет сохранять свое положение относительно Земли, как показано на анимации НАСА.

При помощи CAPSTONE американское космическое агентство планирует отработать выведение космического аппарата на гало-орбиту Земли и навигацию на этой орбите. Собранная информация будет использована для планирования и разработки двигательно-энергетического модуля (PPE, Power Propulsion Element) – первого элемента будущей окололунной станции Gateway.

CAPSTONE представляет собой 12U-кубсат, т. е. он будет состоять из 12 блоков размером 10x10x10 см. Он будет оборудован системой связи, которая позволит определять расстояние до научного спутника LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter), находящегося на орбите Луны, и скорость изменения дистанции между ними. Эта информация необходима для отработки автономной системы навигации, которая позволит будущим миссиям НАСА определять свое положение в космосе, не полагаясь на связь с Землей.

Помимо этого, в задачи CAPSTONE входит уточнение характеристик около-прямолинейной гало-орбиты, отработка эффективного выхода на гало-орбиту, отработка запуска микроспутников к Луне в качестве попутной нагрузки, а также подтверждение возможностей коммерческих компаний быстро разрабатывать и обслуживать микроспутники, работающие за пределами земной орбиты.

Путь кубсата до орбиты Луны займет три месяца, срок активной работы на орбите составит полгода. Пока что неизвестно, на какой ракете-носителе будет выведен CAPSTONE. Рассматриваются различные варианты вплоть до запуска в качестве основной нагрузки на ракете-носителе легкого/сверхлегкого класса.