С самого начала развертывания спутниковой группировки Starlink астрономы начали выражать беспокойство по поводу того, что спутники интернет-связи создают сильное загрязнение неба. В январском номере журнала SpaceNews вышла статья об этой проблеме, и ниже приведены основные тезисы из нее.

• К настоящему моменту в космосе находится 240 спутников Starlink, но SpaceX планирует увеличить размер группировки до приблизительно 1500, а затем еще больше.
  • Спутники Starlink после отделения от второй ступени ракеты-носителя Falcon 9 попадают на 300-километровой орбиту, на которой они имеют звездную величину от 2 до 3. Это означает, что спутники видны невооруженным глазом даже в условиях светового загрязнения, создаваемого крупным городом. На 500-километровой рабочей орбите их светимость снижается до 5. Спутники все еще можно рассмотреть невооруженным глазом, но только вдали от городов. Для астрономов это все еще представляет проблему: до прошлого года на орбите Земли находилось не более 200 объектов такой яркости.
  • Высокая отражающая способность спутников Starlink стала сюрпризом и для SpaceX. В компании объясняют ее тем, что форма спутников была адаптирована под возможности выведения большого количества аппаратов одним пуском, а также тем, что блестящие солнечные батареи в рабочем положении хорошо видны с Земли.
  • 6 января был запущен экспериментальный спутник DarkSat с темным покрытием, однако оценить его яркость можно будет не ранее конца февраля, когда он доберется до плановой орбиты и развернет солнечные панели в рабочее состояние. В свою очередь, SpaceX должна понять, как темное покрытие влияет на тепловой режим космического аппарата.
  • Параллельно, SpaceX продолжает запускать обычные спутники без темного покрытия. 60 аппаратов были запущены в конце января. Следующий запуск ожидается в середине месяца, еще один – в начале марта.
  • Пока что астрономы не могут сформулировать точные требования к яркости спутников, поскольку для телескопов разного размера критическим является разный порог загрязнения. Первоначальная задача – сделать спутники Starlink невидимыми для человеческого глаза. SpaceX поддерживает связь с Королевским астрономическим обществом (Великобритания) и Американским астрономическим обществом.
  • Спутники OneWeb не так хорошо видны с Земли, поскольку их орбита находится выше. Тем не менее, они мешают работе крупных телескопов.
  • Не существует юридической возможности помешать SpaceX и OneWeb развертывать их спутниковые группировки. Астрономы могут рассчитывать только на добрую волю этих компаний.