Обычно планеты, вращающиеся вокруг звезд, подразделяют на две группы: небольшие планеты с твердой поверхностью наподобие Земли и газовые гиганты. Новый анализ данных космического телескопа Кеплер позволил установить, что многие планеты можно отнести к третьей категории – «газовым карликам». Как можно догадаться, они имеют плотную атмосферу, но по размерам ближе к небольшим планетам, чем к Юпитеру, Сатурну или даже Нептуну.

Команда астрономов изучила данные, собранные телескопом по 600 экзопланетам. Ученые искали связь между количеством водорода и гелия в составе звезды (так называемой металличностью) и размерами планет, вращающихся вокруг нее. Особое внимание было уделено планетам, диаметр которых не превышает четырех диаметров Земли, поскольку небольшие планеты более перспективны для поисков пригодных для жизни миров. Кроме того, в эту группу попадают три четверти всех планет, найденных при помощи телескопа Кеплер. Этот космический телескоп занимался поиском планет транзитным методом, измеряя периодичные затухания яркости звезды в моменты прохождения перед ее диском малого тела. К сожалению, транзитный метод имеет недостатки. Для определения состава и размеров экзопланет необходимо знать их массу, но транзитный метод дает большую погрешность при ее вычислении для малых миров.

В новом исследовании астрономы изучали состав звезд. Как известно, планеты рождаются из газопылевого диска, оставшегося после формирования звезд. Таким образом, между химическим составом звезд и составом тел, вращающихся вокруг них, существует зависимость. Получив косвенную информацию о планетах, ученые статистическими методами изучили связь их состава и размеров. Выяснилось, что планеты диаметром от 1,7 од 3,9 диаметров Земли являются устойчивой разделительной линией. Все меньшие тела по составу должны относиться к твердым планетам, большие – к газовым гигантам. Планеты же внутри этих границ должны иметь толстую атмосферу с большим содержанием водорода и гелия, а в центре – небольшое твердое ядро. Именно их ученые назвали «газовыми карликами».

Источник: space.com