Кандидат в экзопланеты Каптейн b (HD 33793 b) находится в 13 световых годах от Земли. Ученые считают, что его возраст составляет 11,5 млрд лет. Таким образом, экзопланета, если ее существование будет подтверждено, в 2-2,5 раза древнее Земли. Она появилась всего через 2 млрд лет после зарождения Вселенной.

Звезда Каптейна, находящаяся в созвездии Живописца, относится к группе красных карликов. Ее свет слишком тусклый, чтобы его можно было рассмотреть невооруженным взглядом. В это звездной системе есть еще один кандидат в экзопланеты - Каптейн c, - однако он находится на слишком удаленной орбите с периодом обращения 121 день и не попадает в так называемый «обитаемый пояс» - пространство вокруг звезды, где на поверхности планет может существовать жидкая вода. Каптейн b относится к классу суперземель. Ее масса в пять раз больше массы Земли. Таким образом, согласно нескольким последним исследованиям, эта планета может отказаться газовым гигантом. Период обращения Каптейн b вокруг звезды составляет 48 дней.

Обе планеты в системе звезды Каптейна были обнаружены гравитационным методом. Астрономы, используя обсерваторию Европейской Южной обсерватории Ла Силла в Чили, наблюдали малые периодические колебания положения звезды. Такие колебания могут вызываться гравитационным влиянием планет, вращающихся вокруг нее. Позже находку подтвердили американские обсерватории: Кека на Гавайях и Магеллан II в Чили. Любопытно, что изначально астрономы не рассчитывали найти потенциально обитаемую планету около звезды Каптейна. Колебания ее положения носили слишком сложный характер, поэтому ученые предполагали, что около нее находится несколько планет на сверхнизких орбитах. Сама же звезда Каптейна в прошлом принадлежала карликовой галактике, которую поглотил Млечный путь. Остатком этой галактики считается шаровое звездное скопление Омега Центавра.

Источник: space.com