Пилотируемый корабль Dragon «Эндевор», запущенный вчера вечером, прямо сейчас продолжает свой полет к Международной космической станции. Он сблизится с ней уже через несколько часов. Стыковка Crew Dragon к порту IDA-2 на модуле Harmony должна состояться приблизительно в 17:27 мск.

Этот запуск стал большим событием для США и НАСА. Впервые после почти 9-летнего перерыва американские астронавты отправились в космос на американском космическом корабле. Десять лет назад НАСА вместо того, чтобы отдать контракты зарекомендовавшим себя, но неэффективным компаниям, сделало рискованную ставку на поддержку новичков. В 2010 году стартовала программа коммерческой разработки пилотируемых кораблей – Commercial Crew Development, в которой приняли участие SpaceX, Boeing, Sierra Nevada, Blue Origin и многие другие компании. Эта рискованная стратегия принесла плоды. Пусть и со значительными задержками – а при разработке сложной техники без задержек не обходится никогда, – новые пилотируемые корабли были построены. Вместе с ними, американская пилотируемая программа переходит на следующий этап своего развития. Заканчивающееся в этом году десятилетие ознаменовалось застоем в пилотируемых полетах: люди продолжали летать на МКС, но интересные новости со станции приходили крайне редко (да и те по большей части касались нештатных ситуаций). Но в 2020-х годах нас ждет коммерциализация низкоорбитальных полетов и возвращение людей в дальний космос.

С точки зрения своих возможностей, корабль компании SpaceX не обладает качественными преимуществами в сравнении с американскими кораблями прошлого или современным российским «Союзом». Он не способен летать за пределы низкой орбиты Земли, использует парашютную посадку (НАСА вынудила SpaceX отказаться от применения реактивных двигателей) и при возвращении на Землю садится в океан, как это делали «Аполлоны» 50 лет назад. Есть лишь небольшое количественное преимущество: он доставляет в космос четырех человек, тогда как в «Союз» вмещается только три космонавта.

Однако есть как минимум одна причина отнестись ко вчерашнему запуску как к событию мирового уровня. Впервые в истории оператором пилотируемого запуска стала частная компания. Это не знаменует уменьшение зависимости от государства: оно остается основным заказчиком в космонавтике и единственным заказчиком научно-исследовательских и пилотируемых запусков. Однако частные компании получают всё больше свободы при ведении космической деятельности, и это нельзя не приветствовать. Пусть не сейчас, но в будущем этот подход изменит облик ракетно-космической отрасли.

Кроме того, следует помнить, что пилотируемый Dragon – лишь первый из новых американских кораблей. Вслед за ним, весной следующего года с людьми на борту полетит корабль Starliner компании Boeing. Он станет первым американским кораблем капсульного типа, который садится на землю, а не в воду. За ним, в конце 2021 года, в первый беспилотный полет отправится корабль «Орион», предназначенный для экспедиций в окололунное пространство.

Можно возразить, что всё это уже было – шаттл садился на сушу, а «Аполлон» летал к Луне. Но в данном случае количество новых кораблей сигнализирует о качественном изменении в практике пилотируемых полетов. Впервые в истории США, да и любой другой страны, будут одновременно использоваться разные космические корабли разного назначения. Пилотируемая космонавтика становится многовекторной.

Сейчас многие воспринимают успех SpaceX как поражение Роскосмоса, но это не имеет никакого отношения к действительности. Начало полетов новых американских кораблей оказало лишь весьма косвенное влияние на работу Роскосмоса. Да, российская госкорпорация получала деньги от НАСА за полеты астронавтов на «Союзах». Однако нужно объективно оценивать размер этих доходов. С того момента, как шаттл отправился в последний полет, НАСА заплатило Роскосмосу за российские корабли около $3 млрд – меньше стоимости двух марсоходов класса Curiosity, 5-8% среднегодового бюджета Роскосмоса за этот период (без учета военной составляющей бюджета). И выпадение этих доходов состоялось не вчера, а еще в 2017 году, когда завершился долгосрочный контракт между Роскосмосом и НАСА. С тех пор космические агентства заключили несколько дополнительных соглашений, но в 2018-2019 годах не НАСА оплачивало полеты американских астронавтов, а, наоборот, Роскосмос предоставлял американцам места за свой счет.

В последние 9 лет возможности по доставке людей на МКС были ограничены возможностями кораблей «Союз». Международная космическая станция, несмотря на отдельные успехи, находилась в режиме поддержания достигнутого уровня. Новые космические корабли снимают нагрузку с «Союзов» и, как верно отметил в своем обращении исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам Сергей Крикалев, их появление расширяет возможности для ведения деятельности на орбите, причем не только для НАСА, а для всех партнеров по проекту. Другой вопрос – захочет ли Роскосмос воспользоваться открывшимися возможностями.

В отличие от Роскосмоса, для г-на Рогозина вчерашний успех SpaceX действительно мог стать неприятной новостью в свете его язвительных комментариев шестилетней давности. Рогозин получил то, что заслужил. Но, чтобы путать Рогозина и Роскосмос, требуется весьма серьезная близорукость.