Американский научно-исследовательский аппарат OSIRIS-REx был запущен в сентябре 2016 года. Он достиг астероида Бенну в начале декабря 2018 года и вышел на его орбиту 31 декабря. Основная цель миссии – отбор и возврат образца грунта с поверхности астероида на Землю. Подробное описание целей миссии и космического аппарата можно найти здесь.

Сейчас OSIRIS-REx завершает приготовления к последнему тренировочному сближению с астероидом Бенну, которое состоится 11 августа. Очередной подлет к месту будущей посадки получил название Matchpoint. Он будет аналогичен предыдущему отработочному сближению, которое состоялось в апреле. Однако на этот раз космический аппарат не сразу вернется на безопасную орбиту, а выполнит еще одно включение двигательной установки, которое выведет его на рекордно низкую высоту и позволит зависнуть над точкой посадки, двигаясь вместе с Бенну.

На ранних этапах планирования миссии ученые не предполагали, что поверхность астероида Бенну окажется настолько неровной и каменистой. Из-за этого программу посадки пришлось менять уже после того, как космический аппарат передал на Землю детальные снимки астероида. Согласно утвержденному плану, на последнем этапе сближения система навигации OSIRIS-REx будет ориентироваться на показания камеры, которые будет сравниваться с заранее собранной коллекцией снимков – на них специалисты вручную разметят крупные камни и другие опасные объекты.

Согласно плану тренировочного сближения 11 августа, двигатели OSIRIS-REx будут задействованы трижды для снижения высоты. Космический аппарат покинет безопасную орбиту высотой 870 м со скоростью около 0,3 км/ч. После этого он развернет руку-манипулятор, предназначенную для отбора образца грунта и начнет съемку поверхности для пополнения данных навигационной системы.

Во время спуска солнечные панели космического аппарата будут приподняты вверх (в форме буквы Y) для того, чтобы уменьшить площадь нижней части аппарата. Кроме того, в таком положении центр тяжести OSIRIS-REx сдвигается к головке манипулятора, который будет контактировать с поверхностью при отборе образца грунта.

На высоте 125 м OSIRIS-REx во второй раз включит двигатели, чтобы снизить скорость сближения. Третье включение произойдет на высоте 50 м. Оно должно еще сильнее затормозить аппарат и выровнять его горизонтальную скорость, чтобы аппарат оставался над выбранной посадочной площадкой на поверхности Бенну. OSIRIS-REx продолжит съемку поверхности астероида для пополнения навигационной базы данных в течение приблизительно трех минут. Когда высота полета снизится до 40 м, космический аппарат вновь включит двигатель и начнет возвращение на безопасную орбиту. Весь полет займет около четырех часов.

Время прохождения сигнала от Земли до астероида Бенну составляет около 16 минут, а потому специалисты не могут управлять операциями космического аппарата в реальном времени. Все необходимые команды будут загружены в OSIRIX-REx заранее, и программу сближения с астероидом он выполнит автономно. В ходе снижения будет работать только малонаправленная антенна, работающая со скоростью 40 бит/с, а потому передача снимков и собранных научных данных на Землю начнется только после возвращения аппарата на 870-метровую орбиту.

Во время следующего сближения с астероидом Бенну OSIRIS-REx должен будет отобрать с его поверхности образец пород. Это событие запланировано на 20 октября 2020 года.

Ссылка: asteroidmission.org