На этой неделе в США прошли выборы президента. Судя последним новостям, всё идет к тому, что президентское кресло скоро отойдет кандидату от демократической партии Джо Байдену. Космическое агентство в США находится в ведении Белого дома, а потому приход новой администрации всегда приводит к коррекции космических планов.

Официально нынешний руководитель НАСА Джим Брайденстайн был утвержден на эту должность всего 2,5 года назад: процесс затянулся из-за конфликта между президентской администрацией Трампа и парламентом. Этой зимой, когда Трамп будет освобождать офис, Брайденстайну предстоит подать формальное прошение об отставке.

Брайденстайн хорошо ладит с законодателями и предприятиями ракетно-космической отрасли, и даже многие сторонники демократической партии выражают надежду, что он сохранит свой пост при Байдене. Это не невозможный вариант развития событий, но он все-таки не очень вероятен. Байден шел на выборы со своей командой, включающей и советников по космосу, и у них, конечно же, есть собственные амбиции и планы на руководящие должности. Даже если у Байдена нет нареканий к работе Джима Брайденстайна, у него есть обязательства перед своими сторонниками. А вот перед Брайденстайном никаких обязательств у него нет.

Космическая политика не была важной темой в предвыборной кампании Байдена и не станет важным направлением его работы в случае переезда в Белый дом. Это хороший знак: очередного кардинального пересмотра долгосрочной стратегии НАСА можно не опасаться.

Современную программу НАСА можно очень условно разделить на три этапа. Краткосрочные планы – запуск миссий «Артемида-1» (беспилотная) и «Артемида-2» (пилотируемая) на орбиту Луны. В среднесрочной перспективе это миссия «Артемида-3» в 2024 году, т. е. высадка людей на Луну, а в долгосрочной перспективе – после 2025 года – предполагается организовать «устойчивое присутствие» астронавтов в окололунном пространстве для решения научных и экспериментально-технологических задач. Официально долгосрочной целью НАСА считается полет на Марс, но это всего лишь декларация.

При Байдене США не откажутся от сверхтяжелой ракеты SLS и корабля «Орион». И дело даже не в лоббизме в Конгрессе, а в том, что работа над ними почти завершена. Набранная инерция и огромные расходы не позволят закрыть программу без большого скандала. А потому краткосрочным планам НАСА ничего не грозит. Два первых полета ракеты SLS и корабля «Орион» были запланированы еще при администрации Обамы – тогда они назывались EM-1 и EM-2 (Exploration Mission, Исследовательская миссия). Они пережили уход Обамы, пережили четыре года Трампа, и никуда не денутся сейчас.

Скорее всего, радикальных перемен не произойдет и в долгосрочных планах. Окололунную станцию Gateway защищают международные договоренности, а также необходимость как-то оправдывать дальнейшие расходы на SLS и «Орион». Никуда кроме орбиты Луны они летать не могут.

Планы работы на поверхности Луны вполне могут быть пересмотрены, но ожидать полного отказа от программы, как это произошло при Обаме, не стоит. Если НАСА в третий раз за 20 лет полностью пересмотрит свою стратегию, не успев добиться никаких результатов, это вызовет огромное разочарование в космической отрасли, не говоря уж о том, что никто из партнеров больше не станет воспринимать НАСА всерьез.

Смена руководства всегда становится хорошим поводом, чтобы избавиться от заведомо провальных, рискованных или просто слишком сложных проектов. И на эту роль претендуют среднесрочные планы НАСА. С самого анонса программы «Артемида» казалось, что у НАСА мало шансов доставить астронавтов на Луну в 2024 году. Весь последний год агентство упрощало миссию «Артемида-3», отказавшись от многоразового лунного модуля и стыковок на станции Gateway. В результате получилось так, что НАСА надо создать одну транспортную систему к 2024 году, и другую, гораздо более продвинутую, после 2025 года.

Надо добавить, что американский парламент выделил НАСА на разработку лунных взлетно-посадочных модулей в 2021 году всего $628 млн вместо запрошенных $3,2 млрд. Джим Брайденстайн попытался защитить бюджет в сенате, но решение было отложено до выборов. После победы Байдена шансы того, что законодатели увеличат финансирование, минимальны.

Запуск экспедиции на Луну в 2024 году требует резкого увеличения финансирования и очень жесткого графика работы, а потому от нее будут рады отказаться и в парламенте, и в самом НАСА. Если высадка на Луну все-таки останется в американских планах, а это весьма вероятно, то она сместится с 2024 года на конец 2020-х. К сожалению, это может привести к некоторому снижению бюджета НАСА в ближайшие годы.

В остальном политика космического агентства при Байдене не изменится: оно продолжит поддерживать частную космонавтику, разрабатывать автоматические межпланетные станции и, возможно, уделит больше внимания коммерциализации низкой околоземной орбиты.