В марте 2020 года американское космическое агентство выбрало компанию SpaceX для доставки грузов на будущую окололунную посещаемую станцию Gateway. Предложение использовать ракету Falcon Heavy и новый грузовой корабль для дальнего космоса Dragon XL позволило SpaceX обойти таких конкурентов как Boeing, Northrop Grumman и Sierra Nevada. Предполагалось, что победитель сможет получить до $7 млрд за снабжение станции Gateway в течение 15 лет.

Однако спустя год формальный контракт между НАСА и SpaceX так и не был заключен. 9 апреля директор НАСА по постройке и эксплуатации Gateway Дина Контелла сказала: «Мы выбрали SpaceX и продолжаем работать над тем, чтобы определить, когда можно будет заключить договор и проработать другие детали». Отвечая на вопрос о возможности использования кораблей Dragon XL для проведения научных экспериментов на пути к окололунной станции и после завершения основной миссии, она сказала, что SpaceX заинтересована в этом, но переговоры с ней еще не начались.

14 апреля в заявлении для журнала SpaceNews НАСА заявило, что официальное оформление контракта со SpaceX на доставку грузов на Gateway откладывается из-за того, что агентство пересматривает сроки реализации всей программы «Артемида». Частью этой программы является постройка станции Gateway, но она также предусматривает высадку астронавтов на Луну и, в долгосрочной перспективе подготовку к экспедиции на Марс. «Сейчас в агентстве проводится внутренняя ревизия программы «Артемида» для того, чтобы оценить сроки реализации всех аспектов программы, включая постройку станции Gateway», – говорится в заявлении НАСА. – «Цель ревизии – оценка соответствия бюджета и сроков реализации программы, и, в результате, разработка детализированного плана ее исполнения». Сроки заключения контракта на снабжение станции Gateway будут определены после окончания ревизии.

На сегодняшний день НАСА обязалось выплатить SpaceX $14 млн, из которых $12,7 млн предназначены для испытаний на воздействие тяжелых ионов и других внешних факторов среды окололунного пространства.

Первоначально предполагалось, что двигательно-энергетический модуль станции Gateway будет запущен в 2022 году, а в 2023 к нему отправится жилой/шлюзовой модуль HALO. Позднее НАСА решило вывести их на лунную орбиту на одной ракете в 2023 году, но сейчас этот запуск сдвинулся на 2024 год. Предполагается, что во второй половине 2020-х станция будет расширяться за счет модулей от иностранных партнеров НАСА. Как изменятся эти планы по результатам внутренней ревизии НАСА, пока неясно.

Предполагается, что к станции Gateway потребуется запускать по одному грузовому кораблю снабжения на каждую пилотируемую экспедицию. Первая миссия посещения, которая называется «Артемида-3», должна состояться не раньше 2024 года («Артемида-1» – это первый беспилотный полет на орбиту Луны, который должен состояться в конце этого года, а «Артемида-2» – аналогичный пилотируемый полет). НАСА не исключает, что к моменту запуска миссии «Артемида-3» станции Gateway еще не будет существовать. В этом случае стыковка с ней будет исключена из плана экспедиции.

Сроки программы «Артемида» были малореалистичными с самого ее начала, даже в том случае, если бы НАСА получило полное финансирование. Бюджетные расходы на космонавтику в США растут, но они не приближаются к тем объемам, которые необходимы для высадки на Луну в 2024 году. У агентства есть два выхода. Можно попытаться сделать упор на станцию Gateway, сохранив график ее развертывания, и отложить высадку на самый конец десятилетия или 2030-е годы. Либо же распределить финансирование равномерно, сдвинув оба проекта. Пока что первый вариант кажется намного более вероятным из-за тех международных обязательств, которые НАСА взяло на себя.