Обычно в этот день в российской космонавтике принято вспоминать былые дни и великие свершения предков. Давайте и мы вернемся в те времена.

После того, как 4 октября 1957 года людям впервые удалось преодолеть земную гравитацию, космонавтика начала развиваться стремительно. Уже через четыре года после запуска «Спутника» в космос полетел первый человек, а еще через восемь лет астронавты высадились на Луне. В те времена космонавтика владела умами людей. Дети действительно хотели стать космонавтами, а взрослые верили, что еще через 10-15 лет появятся обещанные фантастами орбитальные города и поселения на Луне и на других планетах.

О том, что произошло потом, можно спорить. Возможно, причиной стало поражение СССР в лунной гонке с США, вследствие которого оба государства потеряли мотивацию вкладывать деньги в космонавтику. А возможно, Солнечная система с ее мертвыми и пустыми планетами просто не оправдала ожидания людей. Как бы то ни было, интерес к космонавтике начал угасать. Он снижался в 1970-х и 80-х, а распад СССР его добил.

Сейчас в России есть не больше 10-20 тысяч людей, интересующихся космонавтикой. Они попадают в эту среду случайно, под влиянием каких-нибудь любопытных новостей, но через 3-5 лет остывают, разочаровавшись и поняв, что вряд ли в обозримой перспективе увидят что-нибудь принципиально новое и интересное. «Хардкорных» фанатов космонавтики, которые сохраняют ей верность более 8-10 лет, вряд ли наберется более тысячи человек. Аналогичный процесс происходит и в западных странах, где сообщество космических энтузиастов невелико, несмотря даже на рост популярности космоса из-за SpaceX и лично Илона Маска.

Эволюция космонавтики шла медленно, но за 60 лет она изменилась радикально, и вряд ли родоначальники космонавтики согласились бы с ее текущим состоянием. Космические отрасли во всех странах превратилась в сугубо прикладные, и разве что в США осталась значимая надстройка в виде научно-исследовательского направления космонавтики. В других странах роль ее незначительна, а в России научная космонавтика практически отсутствует. В этом смысле, современная космонавтика ничем не отличается от производства, например, железнодорожной техники. Да, в мире есть фанаты локомотивов и вокзалов, но это весьма небольшая увлеченная группа, не претендующая на нечто большее.

Ожидания государства от космической отрасли тоже изменились. В России перед ней не ставят политические цели, не требуют поддержания престижа или, тем более, экспансии. Правительство ждет от Роскосмоса некого самообеспечения за счет прикладных программ и своевременного выполнения военного заказа. Сам Роскосмос, увы, даже в этой примитивной роли не особенно дееспособен. Он уже несколько лет не может оформить в удовлетворительном виде документацию по программе «Сфера», не пытается сформировать стратегию развития отрасли и не контролирует реализацию проектов, работа над которыми началась в прошлом: если предприятие справляется с разработкой («Союз-5»), то хорошо, а если нет (ПТК НП), то вот лучше почитайте репост Глазьева в телеграм-канале Рогозина, это куда интереснее.

Нынешний Роскосмос, по большей части, занят пиаром своего руководителя Дмитрия Рогозина. Для этого на уже существующих ракетах «Союз-2» меняется ливрея, для этого же за государственный счет на уже существующем корабле «Союз-МС» в космос запускают актрису, для этого же делаются все публичные жесты Роскосмоса.

Сейчас у Роскосмоса есть один научный аппарат – обсерватория «Спектр-РГ». Линейка астрономических космических аппаратов «Спектр» попала в Федеральную космическую программу еще в нулевых годах, и современный Роскосмос вряд ли понимает, зачем она там нужна. Поэтому новые аналогичные программы в его планах не появляются и появиться не могут. Работа над исследовательской станцией «Луна-25» – а ее запуск вновь может быть отложен на несколько лет – продолжается тоже по инерции.

Важно понимать: тот факт, что Роскосмос находится в нефункционирующем состоянии, не означает, что отрасль тоже мертва. В ней продолжают работать предприятия, которые выпускают свои востребованные локомотивы «Союз» и поезда «Экспресс». Но той романтики, которая привлекала людей в 1960-х, в космонавтике больше нет, и в обозримой перспективе она не появится.

Здесь может показаться, что российская космонавтика стоит особняком. Отрасли других стран отличаются тем, что там время от времени появляются вдохновляющие проекты. И, возможно, рано или поздно, один из таких проектов что-то изменит. Но до тех пор многие-многие из нынешних энтузиастов космонавтики успеют потерять к ней интерес.