Американская межпланетная станция InSight находится на Марсе с 27 ноября 2018 года. Она должна была решить две научные задачи: изучить температурные условия на глубине до 5 метров под поверхностью Марса и зафиксировать современные тектонические явления. Для этого на станции находятся два инструмента: немецкий пенетратор с термодатчиками HP3 и высокочувствительный сейсмометр SEIS из Франции. Многочисленные попытки пенетратора погрузиться под поверхность планеты оказались безуспешными, и в январе 2021 года НАСА официально объявило эксперимент неудачным. Однако эксперимент SEIS оказался успешным и собрал много данных о тектонической активности Марса.

Всего в каталоге тектонических явлений на Марсе, составленном по данным SEIS за прошедшие 3,5 года, находится более 1300 землетрясений. Самое сильное ранее известное землетрясение имело магнитуду 4,2 и было зафиксировано 25 августа 2021 года.

Однако 4 мая InSight зафиксировал сильнейшее землетрясение, когда-либо наблюдавшееся на другой планете. Оно имело магнитуду 5. Для нашей планеты такое землетрясение не станет выдающимся и относится к «средним» по своей силе, однако на Марсе оно находится близко к верхнему пределу, теоретически предсказанному учеными.

Проходя через недра планеты, тектонические волны частично отражаются и изменяют длину волны. Многократно отраженные волны тоже могут дойти до поверхности и попасть в поле «зрения» сейсмометра. Поэтому, анализируя информацию о подземных толчках, планетологи могут получить информацию о внутренней структуре Марса.

Научной группе потребуется время, чтобы проанализировать все собранные данные о новом землетрясении, произошедшем 4 мая. После этого ученые смогут определить его гипоцентр и природу его источника, а также представят новые данные о строении Марса.

В последнее время станция InSight сталкивается с дефицитом электроэнергии из-за того, что ее солнечные батареи покрылись слабопроницаемым для света слоем пыли. Подробнее об этом можно прочитать здесь. По мере того, как в районе посадки InSight наступает зима, в воздухе увеличивается концентрация пыли, что дополнительно уменьшает количество солнечного света, падающего на панели. 7 мая 2022 года доступная энергия посадочного модуля упала ниже предела, при котором станция автоматически переходит в безопасный режим и прекращает любые научные наблюдения.

Ссылка: jpl.nasa.gov