28 июня на ракете-носителе «Электрон» (Electron) с разгонным блоком «Фотон» (Photon) компании Rocket Lab в космос по контракту с НАСА была запущен малый спутник-кубсат CAPSTONE (Cislunar Autonomous Positioning System Technology Operations and Navigation Experiment, Окололунный эксперимент по отработке операций автономной системы позиционирования и навигации). В течение ближайших нескольких дней разгонный блок будет поднимать свою орбиту, после чего он переведет спутник на отлетную траекторию к Луне.

Путь кубсата до орбиты Луны займет три месяца. Достигнув Луны, спутник будет работать на около-прямолинейной гало-орбите, в перицентре приближаясь к поверхности Луны на расстояние 1,6 тыс. км и в апоцентре отдаляясь от нее на 70 тысяч км.

Для запуска CAPSTONE, который вместе с разгонным блоком имел массу более 300 кг, ракете «Электрон» пришлось достичь своих предельных показателей по грузоподъемности. Таким образом, в этом запуске был установлен рекорд ракеты по доставленной в космос полезной нагрузке.

Запуск CAPSTONE стал четвертой миссией для компании Rocket Lab в этом году. Компания готовится вернуться к более традиционным для себя запускам на низкую орбиту Земли в ближайшие месяцы.

Изначально НАСА планировало запустить CAPSTONE в 2020 году, однако миссия была отложена на полтора года по различным причинам. Любопытно, что при заключении контракта с компанией Advanced Space в 2019 году, одной из целей миссии НАСА называло «подтверждение возможностей коммерческих компаний быстро разрабатывать и обслуживать микроспутники, работающие за пределами земной орбиты».

При помощи CAPSTONE американское космическое агентство планирует отработать выведение космического аппарата на гало-орбиту Земли и навигацию на этой орбите. Собранная информация будет использована при планировании работы двигательно-энергетического модуля PPE (Power Propulsion Element) будущей окололунной пилотируемой станции Gateway.

CAPSTONE представляет собой 12U-кубсат, т. е. он состоит из 12 блоков размером 10x10x10 см. Он оборудован системой связи, которая позволяет определять расстояние до научного спутника LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter), находящегося на орбите Луны, и скорость изменения дистанции между ними. Эта информация необходима для отработки автономной системы навигации, которая позволит будущим миссиям НАСА определять свое положение в космосе, не полагаясь на связь с Землей.

Помимо этого, в задачи CAPSTONE входит уточнение характеристик около-прямолинейной гало-орбиты и отработка эффективного выхода на гало-орбиту. Срок активной работы спутника на орбите Луны составит полгода.