Во вторник 26 июля новый руководитель Роскосмоса Юрий Борисов провел свою первую встречу с Путиным в этом качестве. Протокольное мероприятие было формальным и не отличалось конкретикой, за исключением одного факта. Борисов сообщил, что Роскосмос принял решение прекратить работу на Международной космической станции после 2024 года.

Действующий договор об эксплуатации МКС рассчитан до 2024 года. Если он не будет продлен всеми странами-участниками, то, по плану, станция проработает еще 2,5 года, а во второй половине 2025 года ее сведут с орбиты и затопят в Тихом океане при помощи кораблей «Прогресс».

Ни для кого не являлось секретом, что МКС не будет существовать вечно. И в последние годы, когда затопление станции замаячило на горизонте, все участники программы задумались над тем, в какую сторону двинется пилотируемая космонавтика после нее. Тем не менее, оказалось, что ни одно космическое агентство не готово уйти с МКС в 2025 году.

Роскосмос намерен продолжить топтание на «магистральном пути космонавтики», построив вместо МКС очередную низкоорбитальную станцию. Согласно актуальным планам (которые, в теории, еще могут быть пересмотрены) эта станция будет располагаться на околополярной орбите, и ее постройка начнется с запуска базового модуля (бывшего Научно-энергетического модуля МКС) приблизительно в 2027 году. Очевидно, что этот модуль не будет готов к запуску в 2025 году, и, следовательно, Роскосмос столкнется с перерывом в пилотируемых полетах, который продлится не меньше нескольких лет.

Роскосмос мог бы попытаться сократить этот интервал, отделив от МКС модуль «Наука» и узловой модуль, чтобы в перспективе присоединить к ним НЭМ. В этом случае, новая российская станция останется на орбите МКС. Главный вопрос к этому плану: есть ли техническая возможность у «Науки», которая не разрабатывалась для самостоятельного полета, дождаться прибытия базового блока? Ответ на него, скорее всего, отрицательный.

Наконец, нельзя исключать и того, что Роскосмос договорится о редких полетах наших космонавтов на китайскую орбитальную станцию. Разумеется, для этого придется использовать китайские корабли, поскольку станция «Тяньгун» находится на орбите со слишком низким наклонением для запусков с Байконура, и на «Союзах» стоит несовместимая стыковочная система.

Американские планы развития после МКС куда более амбициозные. НАСА планирует профинансировать постройку на орбите Земли частной космической станции, а также начать возведение окололунной орбитальной станции Gateway с широким международным участием. Однако частная станция появится не ранее 2030 года, а Gateway, согласно актуальному расписанию, – не ранее 2027. Таким образом, для НАСА затопление МКС тоже будет означать перерыв в полетах. Потеря форпоста на низкой орбите Земли сильно спутает планы американского космического агентства, и оно, без сомнений, предпримет значительные усилия, чтобы этого не допустить.

Наиболее очевидное решение: сохранить американский сегмент без российского. С этим, однако, есть серьезные технические и юридические сложности. Например, процедура утилизации МКС прописана с учетом использования российской техники. Ее придется перепроектировать. Можно ли физически разделить российский и американский сегменты МКС? Нельзя ответить на этот вопрос с уверенностью, поскольку никто даже не думал, что такая необходимость возникнет.

Весьма вероятно, что сделать это просто не получится. Может ли МКС продолжить полет с необслуживаемым российским сегментом? Это создаст очень серьезные угрозы для безопасности станции.

Гораздо более реалистичным выглядит сохранение российского сегмента в составе МКС с обслуживанием, но без его эксплуатации по назначению. В этом случае НАСА пришлось бы оплачивать полеты российских специалистов для поддержания модулей «Звезда» и «Заря» в работоспособном состоянии. При этом НАСА могло бы прибегнуть к услугам посредников (той же Axiom Space) для оплаты услуг Роскосмоса, однако с политической точки зрения такое решение все равно выглядит для США нежелательным.

Если затопление МКС станет неизбежным, то НАСА придется серьезно корректировать свою стратегию. Gateway не сможет полностью заменить околоземную станцию. Длительные экспедиции на орбиту Луны невозможны из-за высокой радиации (сейчас рассматривается предел в два месяца). Полеты туда на ракете SLS и корабле Orion будут обходиться НАСА раз в 5-10 дороже, чем полеты на МКС. Кроме этого, с политической точки зрения, для США является недопустимой ситуация, в которой у Китая есть станция на орбите Земли, а у них нет.

Для того, чтобы ускорить разработку новой низкоорбитальной станции, НАСА потребуется увеличить бюджет прямо сейчас, причем резко –на многие миллиарды долларов. И даже так, шансы успеть с запуском станции к 2025 году близки к нулю.

Космическая лента

Обсудить