Директор американского Планетарного общества (Planetary Society) Билл Най объявил, что давно анонсированный этой организацией космический аппарат с солнечным парусом планируется вывести на орбиту на ракете Falcon Heavy компании SpaceX в 2016 году. Маленький спутник LightSail-1 и его базовый аппарат Prox-1 станут попутной нагрузкой в миссии, которая будет выводиться в космос в интересах американских вооруженных сил. На разработку LightSail-1 Планетарное общество собрало 4 млн долларов, однако основные затраты на вывод в космос возьмут на себя ВВС США и Технологический институт Джорджии, студенты которого создают Prox-1.

Космический аппарат Prox-1, внутри которого разместится LightSail-1, должен будет продемонстрировать возможность парной работы двух космических аппаратов, находящихся в непосредственной близости друг от друга. Его планируется вывести на орбиту высотой около 720 км, где влияние остатков земной атмосферы незначительно. После отделения от него LightSail-1, студенческий спутник снимет процесс раскрытия паруса.

LightSail-1 представляет собой трехблочный «кубосат» размерами 10х10х30 см. Внутри спутника поместятся четыре сверхтонких лепестка паруса из майлара. Раскрытие планируется произвести через несколько недель после выхода аппарата на орбиту. Общая площадь паруса составит 32 квадратных метра. Благодаря этому, спутник можно будет без особых проблем разглядеть с поверхности Земли невооруженным глазом. Стоит отметить, что, возможно, он не станет самым ярким или самым первым ярким малым спутником на земной орбите. В конце июня работа над российским некоммерческим спутником-отражателем перешла в активную фазу. Предполагаемая продолжительность работы LightSail-1 – несколько лет. За такой срок специалисты смогут убедиться в действенности технологии солнечного паруса.

Кроме того, Планетарное общество рассматривает возможность запустить в 2015 году испытательный образец спутника LightSail-A на малой ракете. Он сможет достичь только низкой орбиты (около 200 км), где влияние атмосферы не позволяет испытать силу солнечного ветра, и просуществует не больше недели. Однако этого времени хватит, чтобы проверить работоспособность систем аппарата.

Технология движения в космическом пространства, которая называется солнечным парусом, использует кинетическую энергию испускаемых Солнцем фотонов. Они захватываются площадью развернутого в пространстве материала, постепенно увеличивая скорость движения всего аппарата, как ветер увеличивает скорость движения парусной яхты. Испытания космических парусов проходят с частичным успехом уже многие годы. В 2005 году то же Планетарное общество пыталось запустить испытательный спутник Космос-1, однако он не достиг орбиты из-за аварии ракеты «Волна», которая стартовала с российской атомной подводной лодки. В мае 2010 года состоялся запуск японского спутника «Икарус» с парусом площадью 14 квадратных метров. Аппарат успешно достиг Венеры в декабре того же года. НАСА в 2011 году успешно испытало демонстрационный наноспутник с солнечным парусом NonoSail-D, а в начале 2015 года планирует запустить более крупный Sunjammer. Площадь паруса этого аппарата составит рекордные 1300 квадратных метров.

Источник: www.universetoday.com