Международная группа ученых, анализируя данные многолетних наблюдений, обнаружила источник излучения необъяснимой природы в галактике на расстоянии около 90 млн световых лет от нас. С одной стороны, по своим свойствам этот объект может быть сверхмассивной черной дырой, которая была выброшена из центра родной галактики в результате ее столкновения с соседней. С другой стороны, астрономы не могут исключить альтернативную теорию, согласно которой источник, получивший обозначение SDSS1133, является остатком массивной звезды, уничтоженной в результате взрыва сверхновой.

Чем бы не являлся любопытный объект, он присутствует в данных астрономических наблюдений не менее 60 лет. SDSS1133 расположен в карликовой галактике Markarian 177 в «чаше» ковша Большой Медведице. Обычно сверхмассивные черные дыры занимают центр галактики, однако SDSS1133 удален от него на 2600 световых лет.

По словам Майкла Косса из Швейцарского Федерального института технологий, при помощи телескопа SWIFT удалось установить, что интенсивность свечения SDSS1133 в оптическом и ультрафиолетовом диапазонах изменилась десять лет назад. Это не свойственно молодым остаткам сверхновых. Более того, в последние полгода в видимом диапазоне яркость источника заметно выросла, а такое поведение больше подходит для черной дыры.

В июне 2013 года при помощи 10-метрового телескопа Кек II на Гавайях были получены снимки объекта в ближнем инфракрасном диапазоне. Ученым удалось выяснить, что источник излучения имеет менее 40 световых лет в поперечнике. С ним связан регион активного звездообразования, что свидетельствует о недавнем – по меркам Вселенной – космическом возмущении. Американские ученые предполагают, что объект SDSS1133 мог быть центром галактики, столкнувшейся с Markarian 177 в прошлом. В результате слияния двух галактик их форма нарушается, а сверхмассивные черные дыры обычно образуют связанную пару в центре, которая, в конечном итоге, сливается в единый объект. Если массы и моменты вращения дыр до столкновения отличались, выделяющаяся в момент слияния энергия может отбросить получившуюся единую черную дыру прочь из галактики или, как минимум, на сильно вытянутую орбиту.

Если предположение о черной дыре является ошибочным, то SDSS1133 может относиться к особому типу звезд, которые называют яркими голубыми переменными (LBV). Это массивные объекты, периодически выбрасывающие большие объемы энергии в окружающее пространство. В конечном итоге они взрываются. Если источник SDSS1133 действительно относится к LBV, то период его активности длился с возрастанием интенсивности минимум с 1950 и до 2001 года, когда наблюдалась яркая вспышка сверхновой. Недостатком этой теории является то, что периоды активности других объектов типа LBV не длятся десятки лет.

Швейцарская команда астрономов намерена продолжить изучение SDSS1133 в октябре 2015 года с привлечением ультрафиолетового спектрографа космического телескопа Хаббл. Сейчас же с уверенностью можно утверждать лишь то, что этот объект является чем-то новым для науки.