В ближайшие месяцы на российской антарктической исследовательской станции Восток предполагается доставить на поверхность образец незамерзшей воды из одноименного подледного озера. Эта операция позволит окончательно ответить на вопрос о существовании жизни в озере, находящемся на глубине около четырех км.

Изучение глубинных подледных озер в настоящее время является ключевым направлением исследований на антарктических научных станциях. Эти озера сформировались сотни тысячи лет назад, и с тех пор не имели связи с поверхностью Земли, т. е. развивались изолированно на большой глубине, куда не проникают тепло и лучи солнечного света. Ответ на главные вопросы – существует ли там жизнь и как она отличается от поверхностной – может пролить свет на проблему зарождения жизни на Земле. Кроме того, наличие жизни в антарктических озерах подтвердит, что внеземные живые организмы могут существовать в суровых условиях подледных океанов на спутниках планет-гигантов, таких как Европа, Ганимед и др.

Летом американские ученые опубликовали статью, посвященную изучению пробы воды из подледного озера Уиллэнс, расположенного на шельфе Антарктиды под 800 метрами ледяной толщи. В пробе ученым удалось обнаружить множество микроорганизмов. Их количество и видовой состав позволили предположить, что Уиллэнс имеет связь с океаном.

Сложность получения образцов из подледных озер Антарктиды заключается в том, что в процессе отбора необходимо полностью исключить возможность загрязнения вод озера поверхностными микробами, которые содержатся в буровом растворе и на коронке бура. В прошлом специалисты базирующегося в Санкт-Петербурге Арктического и антарктического научно-исследовательского института уже дважды получали пробы льда из озера Восток. В первый раз это была вода из надозерных слоев льда, намерзшая на буровую коронку. Исследование образца показало наличие в ней неизвестной науке бактерии.

Во второй раз специалисты, создав разность давлений, добились заполнения скважины водой из озера. После ее замерзания буровики подняли на поверхность 35 погонных метров ледяного керна. В нем также был обнаружен микроорганизм. Дальнейший анализ, проведенный сотрудниками Петербургского института ядерной физики (ПИЯФ), показал, что найденные организмы слишком сильно отличаются от известных науке бактерий, чтобы включить их в общую классификацию. «Мы попытались также отыскать их родственников путем построения деревьев генетического родства, но и там они не принадлежали ни к одной из ветвей известных науке сорока подцарств». – отметил в интервью «Вечернему Петербургу» руководитель лаборатории криоастробиологии ПИЯФ Сергей Булатов. Он также добавил, что говорить о наличии жизни в озере Восток пока рано, однако вероятность этого очень велика.

Из-за используемой технологии отбора, загрязнение отобранных образцов буровым раствором керосина исключить нельзя. Для окончательного подтверждения озерного происхождения микроорганизмов, ученым нужно изучить живую бактерию, и, поскольку при попадании в лед бактерии гибнут, следующим шагом станет отбор пробы незамороженной воды. На днях к берегам Антарктиды отправился ледокол «Академик Федоров» с новой сменой инженеров-полярников. Они везут с собой титановый отборник с подогревом, который будет погружен в Восток. Если он справится со своей задачей, ученые получат образец с ненарушенной естественной средой озера, включая его газовый состав, давление и другие особенности. А значит, и организмы в пробе остаются живыми. Если работа пройдет успешно, окончательные выводы о жизни в озере Восток можно будет сделать летом следующего года.

В 2015-2016 году, предполагается взять воду с разных глубин. Как отмечает Булатов, количество живых организмов с погружением глубже в озеро должно возрастать. Сейчас разрабатывается специальное оборудование, которое пройдет испытания на Байкале. Чтобы не допустить проникновения в Восток чуждых организмов, пробоотборный модуль перед погружением предполагается обрабатывать озоном и гамма-лучами, а раскрываться он будет только на верхней границе озера.

Рассказ о работе на стации Восток сотрудника Института Арктики и Антарктики Алексея Екайкина, который сейчас как раз находится в пути на Антарктиду, можно прочитать здесь.