На прошлой неделе НАСА опубликовало фотографию с темными пятнами на Плутоне в регионе, который получил предварительное название Равнина Спутник (Sputnik Planum). Фото состоит из июльских снимков, переданных на Землю космическим аппаратом New Horizons только 24 декабря. Американские планетологи также смогли представить гипотезу, которая объясняет необычный рельеф в этой и многих других частях Плутона.

Равнина Спутник находится ниже окружающих ее гористых территорий на несколько километров. В то же время, ее нельзя назвать полностью плоской. Равнина состоит из полигонов шириной от 16 до 40 км. Наблюдая за ними при вечернем, т. е. боковом освещении, ученые установили, что центральные части полигонов примерно на 100 м выше окраинных. В некоторых местах на стыках полигонов наблюдаются темные «наросты», предположительно состоящие из более старого и холодного азотного льда.

По мнению планетологов, такой рельеф образовался в результате медленной термальной конвекции экзотических – преимущественно азотных – льдов. Большой очаг исходного материала должен находиться в нескольких километрах под поверхностью равнины. На этой глубине азотный лед нагревается от внутреннего тепла карликовой планеты и формирует текучие сгустки-пузыри, которые медленно поднимаются к поверхности. Там они остывают и погружаются вновь, а затем цикл повторяется.

«Этот регион Плутона функционирует как лавовая лампа» – говорит Уильям Маккиннон, заместитель главы научной команды зонда New Horizons по геологии, геофизике и картированию в Вашингтонском университете.

Компьютерное моделирование показало, что остывающие пузыри азотного льда могут деформироваться и сливаться друг с другом в течение миллионов лет. На их краях формируются области пониженной температуры, а на стыках нескольких полигонов на поверхности материал может принять полностью твердое состояние. По мере остывания пузырей они начинают опускаться. При этом замерзшие ледяные островки остаются, образуя наблюдаемые нами темные «наросты».

Большое фото доступно по ссылке.