Некоторые массивные звезды, летящие в пространстве галактики, заставляют вещество перед собой уплотняться. В результате перед ними образуется дугообразная ударная волна, напоминающая ударную волну впереди корабля. Вещество в этой волне нагревается и становится видимым в инфракрасном диапазоне. При помощи космического телескопа Спитцер и Широкополосной инфракрасной обсерватории WISE ученые смогли обнаружить более 200 структур, напоминающих ударные волны.

«Некоторые звезды приобретают большую скорость, когда их парные звезды погибают со взрывом сверхновой и выталкивают их прочь. Другие получают ускорение, покидая переполненные звездные скопления. Гравитационное ускорение увеличивает скорость движения звезды относительно остальных звезд». – говорит Уильям Чик, астроном из Университета Вайоминга.

Наше Солнце движется по галактике с умеренной скоростью, и ученые пока не знают, есть ли перед ним ударная волна. На инфракрасном снимке телескопа WISE ниже показана Дзета Змееносца – яркая голубая горячая звезда. Ее масса примерно в 20 раз превышает массу Солнца. Дзета Змееносца движется вокруг центра галактики со скоростью на 24 км в секунду выше, чем галактические газ и пыль в том же районе. Перед ней образовалась мощная ударная волна.

Из 200 найденных учеными ударных волн было отобрано 80 кандидатов, для которых были проведены дополнительные астрономические наблюдения. Выяснилось, что в большинстве случаев за появление волн отвечают массивные звезды, слабо видимые в оптическом диапазоне из-за окружающих их газа и пыли. В остальных случаях изогнутые космические структуры связаны с газопылевыми облаками около зарождающихся звезд.

Параллельно еще одна группа ученых проводила обратное исследование. Астрономы из Аргентинского института радиоастрономии использовали данные Спитцера и WISE для того, чтобы подтвердить наличие ударных волн у массивных звезд, обладающих большой скоростью.

Ссылка: www.jpl.nasa.gov