«Спектр-РГ» (Спектр-Рентген-Гамма) – долгожданная космическая обсерватория, которая с 2002 года разрабатывается в России. Головным разработчиком является подмосковное НПО им. Лавочкина. Рентгеновский телескоп eROSITA был разработан в немецком Институте им. М. Планка. Гамма-телескоп APT-XC создан Институтом космических исследований РАН. Служебная платформа обсерватории разработана на базе универсальной платформы «Навигатор», которая ранее неплохо себя зарекомендовала.

Значимость этой миссии сложно переоценить. «Спектр-РГ» предстоит построить карту неба в рентгеновском и гамма-диапазонах. Он должен отснять 100 тысяч скоплений галактик и три миллиона активных ядер галактик. На общий обзор неба отведено четыре года, на наблюдения отдельных объектов – еще 2,5 года.

После отказа радиотелескопа «Спектр-Р» 10 января у России не осталось ни одного научного космического аппарата. Спутник «Ломоносов» отказал еще в прошлом году, последний «Фотон-М» отработал в 2014 году. Кроме того, следует помнить, что научная программа российского сегмента МКС, и так сильно уступавшая программам стран-партнеров, была урезана после сокращения экипажа станции на одного человека. Конечно, научная деятельность никогда не был приоритетом Роскосмоса, но сейчас она, по сути, свелась к нулю, и только от успеха «Спектра-РГ» будет зависеть ее возобновление. Любопытный факт: в случае успеха «Спектр-РГ» станет первым российским космическим аппаратом, который покинет орбиту Земли.

Обсерваторию «Спектр-РГ» планировали запустить в 2014 году на ракете-носителе «Зенит-2» с разгонным блоком «Фрегат-СБ», однако из-за задержек в создании обоих телескопов, старт неоднократно переносили. В сентябре 2016 года в связи с увеличением массы аппарата запуск был перенесен на «Протон-М» с блоком «ДМ-03». Оба научных инструмента были доставлены в НПО им. Лавочкина в декабре 2016 – январе 2017 года. Дальнейшие переносы были связаны с необходимостью замены ПЛИС в радиокомплексе, который разрабатывала компания «Российские космические системы». Новую микросхему пришлось заказывать из США через Германию, и этот процесс затянулся по политическим причинам. Получить экспортную лицензию удалось благодаря тому, что США тоже вовлечены в проект: зеркало для российского телескопа было изготовлено в Америке. Радиокомплекс был готов в апреле 2018 года, однако в НПО им. Лавочкина не успели провести испытания космического аппарата до осени, и запуск вновь перенесли на март 2019 года.

Подготовка «Спектра-РГ» к запуску началась только в последние месяцы, и уже в декабре стало известно о переносе старта с марта на начало апреля, а затем и на конец этого месяца. Несколько дней назад СМИ сообщили, что, из-за неких замечаний, возникших в ходе испытаний, запуск «Спектра-РГ» будет перенесен на июнь. 17 января ТАСС со ссылкой на заведующего отделом астрофизики высоких энергий ИКИ РАН Михаила Павлинского сообщил, что приемно-сдаточные испытания космического аппарата в НПО им. Лавочкина должны завершиться через неделю.

После завершения испытаний, формально, проблем у «Спектра-РГ» не останется, и он выйдет на финишную прямую, ведущую к запуску. Однако это не означает, что мы можем вздохнуть с облегчением.

Как было сказано выше, для запуска «Спектра-РГ» Роскосмос намерен использовать разгонный блок «ДМ-03». Выбора у специалистов нет: «Бриз-М» не способен доставить космический аппарат в точку либрации L2 системы Земля-Солнце, а «Фрегат-СБ» не приспособлен для запуска на «Протоне-М». Однако летная история блоков «ДМ-03» не так хороша, как у «Фрегата». С 2010 года состоялось три полета «ДМ-03». Первый из них закончился неудачей, поскольку в разгонный блок по ошибке залили на 25% больше окислителя, чем требовалось. В 2013 году также произошла авария, хотя она не была связана с работой разгонного блока. Наконец, в 2015 году «ДМ-03» успешно вывел на орбиту спутник «Экспресс-АМ8». Модификация разгонного блока «ДМ» для ракеты «Зенит» показала себя лучше: все шесть миссий были успешными.

Разгонный блок «ДМ-03 №4Л» не был построен специально для запуска «Спектра-РГ». Он создан в 2011 году по заказу Минобороны для выведения на орбиту тройки спутников «Глонасс-М», однако оказался не востребован из-за штатной работы уже запущенных спутников и отсутствия необходимости в обновлении группировки. С 2011 года этот разгонный блок находился на хранении на Заводе экспериментального машиностроения (ЗЭМ) РКК «Энергия», и 23 ноября 2018 года у него истек гарантийный срок. «ДМ-03 №4Л», конечно, сертифицировали повторно с продлением срока гарантии, но неизвестно, насколько формальной (или нет) была эта процедура.

В российской космонавтике, как и в госуправлении, отсутствует обратная связь. Другими словами, если «сверху» пришел приказ продлить гарантийный срок разгонного блока или другой техники, то это должно быть сделано любой ценой, вне зависимости от технических возможностей: вышестоящая инстанция просто не станет слушать, что что-то сделать нельзя или невозможно. Поэтому нет уверенности, что повторная сертификация действительно подтверждает работоспособность блока.

В этой ситуации удивление вызывает равнодушие Роскосмоса. Если ЕКА или НАСА стремятся запускать репутационно важные научные аппараты только на самых надежных средствах выведения, то руководству Роскосмоса достаточно того, чтобы были соблюдены все формальности: формально, ресурс разгонного блока продлен. Формально, ракета и сама обсерватория изготовлены с соблюдением всех требований. А потому в случае неудачи вину можно переложить на предприятие, отвечавшее за ракету-носитель, разгонный блок или космический аппарат.

Такая формальность, с учетом организационных проблем в Роскосмосе, имеет мало связи с реальностью. Как тут не вспомнить официальную причину потери «Фобос-Грунта» (столкновение с тяжелой заряженной частицей), в которую не верит абсолютно никто? Или множество заключений аварийных комиссий, расследовавших аварии разгонных блоков «Бриз-М»? Пока комиссии писали безопасные для предприятия-изготовителя заключения, коммерческие заказчики «Протонов-М» разбежались. И только после этого дефект разгонного блока был устранен.

К сожалению, ожидая запуск «Спектра-РГ», мы не можем рассчитывать на надежность отработанной техники и на качество испытаний. Помочь может лишь удача. Так давайте же надеяться.