В мае американское космическое агентство представило предварительную версию программы «Артемида», целью которой является организация экспедиции на Луну в 2024 году. Согласно этому плану, для снабжения окололунной орбитальной станции Gateway предполагается привлечь частных подрядчиков. 14 июня НАСА опубликовало проект программы GLS (Gateway Logistics Services, Логистические услуги для станции Gateway) – аналог программы Commercial Resupply Services, в рамках которой компании SpaceX и Northrop Grumman обеспечивают доставку грузов на МКС. Программа CRS считается успешной: к настоящему моменту уже было осуществлено 28 грузовых миссий к МКС. Стоимость доставки грузов на станцию существенно снизилась по сравнению теми временами, когда для этого использовались шаттлы.

26 июня должна состояться встреча представителей НАСА и компаний, заинтересованных в участии в программе. Космическое агентство подробно опишет им свое предложение, а также ожидаемое распределение ролей между частными подрядчиками и собственной сверхтяжелой ракетой НАСА – SLS. Затем, до 10 июля, компании представят НАСА свои комментарии и предложения. Все они будут учтены при подготовке финальной версии документа, опубликовать которую чиновники НАСА планируют до конца лета.

Согласно проекту документа о программе GLS, каждая компания, получившая контракт, выполнит не менее двух миссий по снабжению станции Gateway. Максимальная стоимость контракта с одной компанией не превысит $7 млрд. Количество участников программы не оговаривается, но, если НАСА будет опираться на опыт CRS, логично будет выбрать две компании.

В числе требований к участникам программы указывается необходимость выполнить один испытательный полет к станции Gateway до начала эксплуатационных миссий. В отличие от программы CRS, внесение изменений в конструкцию ракеты-носителя не будет допускаться. После каждого такого изменения подрядчик должен будет заново провести испытательную миссию.

К участникам программы также выдвигается большое количество технических требований. Длительность полета грузового корабля в составе станции Gateway должна составлять не менее года, причем в это время он должен снабжать себя энергией самостоятельно. Корабль должен уметь отстыковываться в автономном режиме. Требования сверх минимально необходимых включают работу в составе станции в течение 18 месяцев и возможность выполнять «быстрый перелет» к станции Gateway. В дальнейшем могут потребоваться миссии сроком до трех лет, обеспечение поддержки выходов астронавтов в открытый космос, возможность поздней загрузки кораблей, дозаправка станции Gateway, запуск корабля в качестве попутной нагрузки на SLS и т. д.

Помимо снабжения Gateway, НАСА хочет привлечь частные компании к доставке к Луне модулей самой станции. Первый же модуль должен станции PPE (двигательно-энергетический модуль) должен быть запущен на коммерческой ракете в 2022 году. Согласно требованиям НАСА, такая ракета должна выполнить не менее трех успешных пусков, прежде чем ее можно будет использовать для постройки окололунной станции.

Проект документа о GLS также описывает порядок выполнения миссий снабжения. 90-дневное окно старта будет определяться за год до миссии. В последующие полгода оно будет уточнено до 30 дней, а в оставшиеся полгода – до 7 дней. Во время льготного периода подрядчик сможет запросить перенос на срок до 150 дней. За пределами этого периода, если перенос произойдет не по независящим от подрядчика причинам, НАСА будет накладывать штрафы за каждые сутки простоя.

Ссылка: nasaspaceflight.com