Согласно новому материалу агентства Reuters, который был опубликован во вторник, президентская администрация США готовит новое международное соглашение о деятельности на Луне. Его называют Artemis Accords, т. е. Аккорды (или соглашения) Артемиды. Название «Артемида» носит лунная пилотируемая программа НАСА, запущенная весной 2019 года.

Формально, долгосрочной целью американской космической программы является экспедиция на Марс, ставшая важной еще при администрации Обамы. Однако нынешняя администрация Белого дома не скрывает, что рассматривает Луну в качестве стратегического актива. В последние годы США рассматривают Луну в качестве следующего этапа своей пилотируемой программы. И только освоившись в окололунном пространстве и на самой Луне НАСА двинется к другим планетам.

6 апреля 2020 года президент США Дональд Трамп подписал указ в поддержку коммерческого освоения ресурсов на Луне и других небесных телах. В нем подчеркивается тот факт, что США отказываются считать ресурсы Луны и других небесных тел достоянием человечества и стремятся к распространению этого подхода в других государствах. Этот указ не имеет юридической силы за пределами США. Также он противоречит «Соглашению о Луне» 1979 года, однако ни США, и другие космические державы не подписали это соглашение.

Главным действующим соглашением, регулирующим деятельность государств в космическом пространстве, является «Договор о космосе» 1967 года. Согласно одной из глав этого договора, все страны имеют право добывать ресурсы в космосе для обеспечения научно-исследовательской деятельности. При этом напрямую о запрете добычи ресурсов для других целей не говорится.

Artemis Accords – проект международного соглашения, в котором США намерены прояснить юридические аспекты добычи ресурсов на Луне и напрямую подтвердить ее легальность. Также соглашение предполагает создание «зон безопасности» вокруг частных и государственных объектов на Луне. Эти зоны, по задумке авторов, необходимы, чтобы гарантировать защиту объектов от деятельности конкурирующих компаний и государств.

Вопрос о том, как концепция зон безопасности согласуется с «Договором о космосе», пока остается открытым. Старое соглашение запрещает распространять национальный суверенитет на любые тела Солнечной системы (кроме Земли, разумеется), но, по мнению авторов «Аккордов», наличие зон безопасности не означает суверенитет. Зоны, однако, подразумевает право преимущественного пользования и управления. Так, для примера, представители другой страны должны будут запрашивать у США разрешение на проход в их зону.

США не планируют проводить свое соглашение через ООН. Вместо этого, они увязывают его с партнерством по лунной программе «Артемида».

Начатая в прошлом году лунная программа имеет международный статус. НАСА уже заключило договоры о сотрудничестве с Канадским космическим агентством и JAXA. Естественным партнером является Европейское космическое агентство, которое разработало и производит служебные отсеки для американских пилотируемых кораблей «Орион». Однако о равноправном партнерстве речь не идет: лидирующая роль в программе отводится НАСА, окололунная станция Gateway будет национальной американской станцией. Если проводить аналогию с Международной космической станцией, то партнеры НАСА, вероятно, будут управлять научной программой своих модулей и обеспечивать техническое обслуживание, но за прямое управление всеми модулями станции будет отвечать ЦУП в Хьюстоне.

Увязка соглашений с участием в программе «Артемида» означает, что партнеры НАСА должны будут одновременно принять и лидирующую роль США в освоении Луны, и право на добычу ресурсов и создание зон безопасности.

«НАСА в основном занимается наукой, технологиями и открытиями, которые критически важны, но я думаю, что менее заметной является идея о том, что НАСА является инструментом дипломатии», – заявил во вторник глава НАСА Джим Брайденстайн. – «Важно то, что страны всего мира хотят быть частью этого [соглашения]. Это элемент национальной мощи». Участие в программе смогут принять страны, которые США считают своими «единомышленниками». Россия в их число, как пишет Reuters, не входит. А потому вопрос участия Роскосмоса в постройке станции Gateway вряд ли остается на повестке дня.

Пока что нынешние партнеры НАСА не были ознакомлены с проектом соглашения – ожидается, что в ближайшие несколько недель оно будет представлено Канаде, Японии Европе, Объединенным Арабским Эмиратам и некоторым другим странам.

Если программа будет принята и вступит в силу, в последующие десятилетия освоение Луны будет идти силами США и группой примкнувших к ним стран. Такие страны как Китай или Россия не обладают ресурсами для собственной лунной программы, однако если положение дел однажды изменится, это создаст затруднительную ситуацию: они не будут связаны соглашениями, требующими уважать границы американских объектов на Луне. Впрочем, на нынешнем этапе ни у одного агентства в мире кроме НАСА нет возможности начать освоение Луны.

Ссылка: reuters.com