BepiColombo – первая миссия Европейского космического агентства по изучению Меркурия. Она разрабатывается совместно с космическим агентством Японии и состоит из двух научных спутников: MPO (Mercury Planetary Orbiter, разработан ЕКА) и MMO (Mercury Magnetospheric Orbiter, за его создание отвечало JAXA). Аппараты доберутся до Меркурия вместе, закрепленные на платформе MTM (Mercury Transfer Module, ЕКА), после чего отделятся и начнут по отдельности выполнять свои научные программы.

Список научных задач миссии включает изучение происхождения и эволюции Меркурия, изучение внутреннего строения, происхождения собственного магнитного поля, изучение геологических процессов на поверхности планеты и вулканизма, структуры и динамики магнитосферы. Подробнее о целях миссии и устройстве космических аппаратов можно прочитать здесь.

BepiColombo был запущен в космос в октябре 2018 года. Его путь до рабочей орбиты вокруг Меркурия займет более семи лет и будет включать девять гравитационных маневров у различных планет. Так, весной 2020 года аппарат пролетел около Земли, а осенью того же года он выполнил маневр у Венеры. 10 августа 2021 года BepiColombo вновь скорректировал свою траекторию, пролетев на расстоянии 552 км от поверхности Венеры.

Видео: пролет Венеры 10 августа 2021 года.

Августовский маневр направил космический аппарат прямо к Меркурию. В ночь с пятницы на субботу, 2 октября в 2:34 мск, BepiColombo пролетит около ближайшей к Солнцу планеты. В точке максимального сближения расстояние до поверхности планеты составит всего 198 км. В это время BepiColombo получит возможность провести некоторые научные наблюдения. В частности, будут собраны данные о магнитной среде и плазме. Также будет активен детектор частиц.

В дальнейшем космическому аппарату потребуется выполнить еще пять гравитационных маневров у Меркурия, прежде чем он выйдет на стабильную орбиту у этой планеты – это произойдет только в 2025 году. Для орбитальных коррекций BepiColombo использует электрореактивную двигательную установку.

Во время межпланетного перелета главная научная камера космического аппарата отключена, поэтому в ближайшую субботу сделать фотографии Меркурия в высоком разрешении BepiColombo не сможет. Кроме того, он пролетит вблизи ночной стороны планеты, а потому условия съемки будут не очень удачными. Однако три служебных навигационных камеры начнут съемку приблизительно через пять минут после максимального сближения и продолжат ее в течение последующих четырех часов. При этом наиболее детальные снимки будут получены с расстояния около 1000 км.

На Земле первую фотографию Меркурия получат через полчаса после пролета. Европейское космическое агентство планирует опубликовать ее в субботу в 9:00 мск.

Служебные камеры, расположенные на перелетном модуле BepiColombo, имеют разрешение 1024x1024 пикселя. Они делают черно-белые снимки. Специалисты ожидают, что на первых фотографиях можно будет рассмотреть крупные ударные кратеры на поверхности Меркурия.

Ссылка: esa.int